Образ Всемогущего Отца считается уникальным и известен с древних времен. Чаще всего на иконах Спаситель изображается в виде седовласого старца на троне, с великой мудростью и спокойствием в глазах. Лик Господа Отца на картинах помещен в символический треугольник, что говорит православным христианам о присутствии Святой Троицы, исходящей от Всемогущего и Единого Бога.
Перед иконой Спасителя просят о прощении тяжких грехов, о силе для совершения добрых дел, об очищении сердца и местности.
Историческая справка
Одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемых в Писании, имеет еврейское происхождение и переводится как «воинство» (т.е. Господь, создавший войско).
Под армиями Творца подразумеваются:
- Защитники земель Израиля;
- Небесные слуги Бога;
- сонмы святых, которые окружают Его;
- звезды и другие подобные объекты космоса.
Выражение «Господь Саваоф» уходит своими корнями в ветхозаветный период. Как культовое имя, оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силом и ассоциировалось с христианским Ковчегом Завета.
Описание иконы
В Византии изображения Вседержителя не создавались и не использовались; в русской иконописной традиции этот образ появился в XVI веке. В основу творения был положен лик Спасителя из Ветхого Завета (Воплощение Сына Вечного). Господь благословляет свой народ обеими руками или держит свиток или книгу. Его одежда белоснежная, складки хитона окрашены в розовый цвет, гиматий (плащ) — зеленый, волосы равномерно рассыпаны по плечам. Нимб имеет форму звезды, состоящей из пересечения двух ромбов.
Впервые изображение появилось в иконе под названием «Страшный суд». Отец Саваоф изображен несколько раз в каждой из четырех композиций этого образа.
- В первой композиции Бог возвышается на кушетке после сотворения мира, держа в руках распятие и сосуд (символизирующий отправление Сына в жертву), на Его голове корона.
- Во второй композиции Господь Саваоф изображен в поясе и с медальоном.
- В третьей — Он сидит на троне, держа в руках свиток, справа от Него — воскресший Христос, а между ними — Святой Дух, венчающий Троицу.
- Четвертый образ, озаглавленный «Приди, народ», изображает Бога, восседающего на херувимском троне, сияющего славой и с открытыми Писаниями в руках.
- Образ Бога Саваофа широко использовался при написании икон, создании литературных миниатюр и фресок. В русских православных церквях XVI века изображение Господа Отца часто помещалось на внутренней стороне главного купола. Изображения можно было увидеть в соборах Московского Кремля, в церкви в Вязьме (Одинцово) и в монастыре в Ярославле.
Важно! Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не следует напрягать воображение, чтобы увидеть Его. Не следует путать материальные достижения с бесконечным и неописуемым великолепием Господа. Любое понятие, приближающееся к Его образу, превращает наше познание в идолопоклонство.
Важно помнить: икона — это своего рода ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые, с другой стороны, видят Бога через свой внутренний свет, также неописуемый.
История иконографии
Православные образы Отца Саваофа в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали используемому в византийской культуре лику Старого Денми (Воплощение Предвечного Сына). Подобный стиль использовался в настенных росписях и в качестве аналоговых лиц.
Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях многих икон, например: «Благовещение», «Рождение Богородицы», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого Духа на учеников Христа», икона Пресвятой Богородицы «Воцарение» и др.
- На миниатюрах XVI века Он изображен сидящим в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой руке — шар, как в сцене под названием «Сотворение».
- Между 17 и 18 веками. Бог-Отец появляется на настенных росписях церквей на Балканах. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.
- Московский собор, состоявшийся в 1667 году, запретил использовать изображение Всевышнего Отца на иконах, гравюрах и миниатюрах. Закон был основан на том, что изображение не соответствует канонам православной веры, поскольку Бог — Первое Лицо Троицы — не может быть представлен и изображен в истинном свете.
- Однако запрет не помешал дальнейшему созданию наиболее значимых композиций («Родина» и «Сопрестолиум»). Они были размещены на внутренней стороне главных куполов и других частей церквей. Несмотря на легко прослеживаемую символическую связь между Господом Саваофом и первой ипостасью Святой Троицы, имя «Бог Отец» под иконами не писалось. Широкая распространенность этих изображений в России объясняется их соотнесением с ликом Иисуса.
Читайте о канонических иконах Господа:
- Икона «Тайная вечеря».
- Икона Христа Пантократора
- Икона Царя Славы
Молитвы к Богу Отцу
На Руси большое значение имели молитвенные прошения, обращенные непосредственно к первой Ипостаси. С древних времен акафист, входящий в структуру некоторых торжественных молитв, читался во время церковных служб.
Есть небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Аве», которым традиционно завершается икона, заменено словом «Господи Боже». Здесь Швабиоф именуется Воинством Небесным, а акафист пронизан атмосферой глубокого благоговения перед Творцом. Следовательно, фраза «помилуй меня» звучит как законное обращение сотворенного существа к своему Творцу.
Молитва Богу Отцу Господу Саваофу
О могущественный король! Сидящий на облаках, покоящийся в вышних, благословляющий твердь небесную. Свят, свят, свят Господь Саваоф, наполни небо и землю славой Твоей. Осанна в вышних! Исполни, всемогущий Бог, эту смиренную молитву и просьбу Твоих слуг, чтобы уши Твои услышали голос наших молитв, святой Господь! Войди милостиво и услышь нас, рабов Твоих от земли до неба, взывающих к Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избавь нас от всякого притеснения и бедствий и всякого зла, защити нас Духом Твоим Святым ночью и днем и во всякий час даруй мне победу, и исполни всех молящихся Тебе Божественной силой Твоей, дивной благодатью, могуществом и крепостью. Силою честного и Животворящего Креста Господня победи всех врагов наших, видимых и невидимых; сделай их как овец и рассеяй их как пыль пред ветром; да познают имя Твое, Господи, да будут посрамлены вовек; ибо Ты Всевышний над всею землею, и нет страха уповающим на Тебя вовек. Аминь.
Внимательное прочтение молитвы к Богу Отцу раскрывает изложение христианского учения о Троице. В краткой, но точной форме акафист представляет основные события церковной истории от дней творения до вселюбящей жертвы Христа. Это, наряду с высоким художественным стилем его композиции и исполнения, делает это молитвенное обращение к Господу одним из величайших произведений гимнографии.
На полотнах Господь часто предстает в образе мудрого седовласого старца, символизирующего первое лицо Святой Троицы. Иконы Бога Отца широко распространены с XVI века, и верующие обращаются к ним, чтобы получить избавление от греховности.
Несмотря на богословский запрет на использование образа Спасителя, Его изображения можно увидеть на внутренней стороне куполов, иконописных композициях и различных миниатюрах.
Источник: