А. Рублев — очень известный и уважаемый русский иконописец. За его труды Русская православная церковь причисляет его к лику святых. Все его иконы считались чудотворными и служили образцом для последующих мастеров.
Великий мастер своего дела родился около 1360 года, тогда в Московском княжестве. Но, к сожалению, мы мало знаем о его биографии, осталось только его творчество. Широко распространено мнение, что он научился своему искусству в Византии и Болгарии. С именем Андрей он был принят в монастырь. Его настоящее имя не сохранилось.
Впервые о нем было написано в летописи около 1405 года. Сообщается, что он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Московском Кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о его большом мастерстве в иконописи. Во второй раз, в 1408 году, в летописи появляется известие о том, что Рублев принимал участие в описи Успенского собора. В скорости у него появились ученики и помощники.
В третий раз в летописях о нем появляется сообщение о том, что он принимал участие в росписи Большого мужского монастыря, в городе Сергееве, в Московской области.
К сожалению, он умер от чумы в 1430 году (это единственная точная дата биографии Рублева), но до этого времени он успел принять участие в росписи Спасского собора, говорится в летописи. В памяти верующих он известен своей иконой «Святая Троица» и фреской «Страшный суд» (где традиционная смертельная сцена превращена в торжество божественного правосудия). Он также известен своими книжными миниатюрами.
В память об этом великом человеке в Спасо-Андрониковом монастыре создан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А.Рублева. Были сняты фильмы, выпущена почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия носит его имя.
Основные этапы биографии
О жизни Рублева сохранилось очень мало точных сведений. Предположительное место его рождения — Московское княжество, по другой версии — Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по его фамилии, его семья, возможно, занималась ремеслами. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, приняв имя Андрей. Одна из его поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», хотя эта подпись не является подлинной, она считается косвенным доказательством того, что отца художника звали Иван.
В 1405 году, согласно летописи, он вместе с Феофаном Греком и другими художниками участвовал в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились его изображения праздников, которые особенно отличаются гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, к этому времени художник уже имел серьезный опыт и репутацию.
В 1408 году вместе с Д. Черняковым он расписывал Успенский собор во Владимире. Ему принадлежит часть фрески с изображением Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работы Рублева демонстрируют просветление и всеобъемлющее прощение и не вызывают гнетущего чувства страшного наказания. К этому времени художник был настоящим мастером школы живописи, со своим собственным стилем, подражателями и учениками.
В 1520-х годах под руководством А.Рублева и Д.Черного был создан иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели только три ряда иконостаса, различающиеся по способу исполнения. В это время он также создал «Троицу» — икону, ставшую шедевром мирового искусства. Смысл, заключенный художником в этой необычной работе, заключается в самопожертвовании во имя гармонии и жизни. Рублев умер в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.
Творчество Андрея Рублёва
Андрей Рублев в Третьяковской галерее
Вторая половина 14-го и начало 15-го веков ознаменовались интересом России к нравственным и духовным вопросам. Андрей Рублев воплотил в своих картинах новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Именно поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культуры. На его творчество оказали глубокое влияние крупнейшие мастера древнерусской живописи, в том числе Дионисий.
Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158 г.).
В начале 15 века для украшения церкви были приглашены Андрей Рублев и Данил Черный. От их фресок сохранились некоторые росписи большой композиции «Страшный суд», занимающей всю западную часть собора, и фрагментарные росписи в алтарной части собора. Большинство сохранившихся фресок были выполнены в 19 веке.
Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Она упоминается в летописи Свято-Троицкого собора и является единственным документированным, точно датированным и хорошо сохранившимся памятником в творческом наследии художника.
Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)
Авторство иконы приписывается Андрею Рублеву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов и О.С. Попова.
М. В. V. Алпатов и Е. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона из Умилена — одна из древнейших копий Владимирской Божьей Матери.
Владимирская Божья Матерь
Икона «Троица» (1411-1425/27)
Эта икона — образец работы Рублева, ее авторство не вызывает сомнений. Одна из самых известных русских икон.
Андрей Рублев «Святая Троица». Дерево, темпера. 142 x 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
На иконе изображены три ангела. Их усаживают за стол, на котором стоит чаша с головой теленка. Фигуры ангелов расположены так, что линии их силуэтов образуют своего рода замкнутый круг. Потир образует композиционный центр иконы. Руки центрального и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, находятся в состоянии созерцания, их взгляд устремлен в вечность.
На заднем плане изображены дом (покои Авраама), дерево (дуб Мамре) и гора (гора Мориа).
Дуб Мамре (дуб Авраама) — это дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принял Бога.
Гора Мориа (Храмовая гора) — это прямоугольная площадь, окруженная стеной и возвышающаяся над остальной частью Старого города Иерусалима на 774 метра над уровнем моря.
Явление трех ангелов Аврааму символизирует единого и триединого Бога (Святую Троицу). Именно икона Рублева соответствовала этим образам. Стремясь передать догматическое учение о Троице, Рублев свел к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы заняты беседой, а не трапезой, и икона сосредотачивает все свое внимание на молчаливом общении трех ангелов.
Над ангелом, символизирующим Бога Отца, Рублев поместил покои Авраама. Мамрский дуб символизирует дерево жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и его воскресении (в центре). Гора — это символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы — Святого Духа.
Евангелие Хитрово
Это рукописное Евангелие конца XIV века, названное по имени его владельца, боярина Богдана Хитрова. Рукопись была украшена ценным футляром и подарена им Троице-Сергиевой лавре, где хранилась в пресвитерии до 1920 г. Сейчас она находится в собрании Российской государственной библиотеки.
Она богато украшена (головными уборами, инициалами, миниатюрами и символами евангелистов). Рукопись была отнесена к московской школе Феофана Грека, а некоторые миниатюры приписываются его ученику Андрею Рублеву.
«Ангел Рублева».
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)
Все ученые сходятся во мнении, что иконостас относится к рублевской эпохе и что в его создании в той или иной степени участвовали Рублев и Даниил Черный. Иконостас до сих пор мало изучен и не опубликован полностью.
Это единственный из первых высоких иконостасов начала XV века, сохранившийся почти полностью (утрачены лишь некоторые иконы).
Звенигородский чин (ок. 1396-1399)
«Ранга Звенигородская» — три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно из иконостаса церкви Успения Богородицы в Городке. Долгое время приписывалась кисти Андрея Рублева, но в 2017 году атрибуция была сделана на основе расширенных сравнений с Троицей.
Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)
Саввино-Сторожевский (Звенигородский) монастырь
Монастырь был основан в конце 14-го века.
Репродукции отшельников Павла Февейского и Антония Великого. Некоторые исследователи приписывают авторство фресок Андрею Рублеву.
Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)
Икона происходит из монастыря Святого Николая Песноса близ города Дмитрова. Он относится к полуфигуративным деисусным песнопениям звенигородского типа. Приписывается Андрею Рублеву.
Икона «Спас в силах» (начало XV в.)
Приписывается Андрею Рублеву или «кругу Рублева».
Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)
Миниатюра «Спас во славе», выполненная художником из круга Рублева. Рукопись не имеет прямой датировки, но ее оформление напоминает такие известные рукописи, как Евангелие Хитрова.
Творчество
На мировоззрение Рублева большое влияние оказала атмосфера культурного подъема 2-й половины XIV — начала XV века, характеризующаяся глубоким интересом к нравственным и духовным проблемам. В своих работах в рамках средневековой иконописи Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублева относится к вершинам русской и мировой культуры.
В 1408 году Рублев вместе с Данило Черным и другими мастерами создал свое единственное точно датированное и сохранившееся произведение — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительной является композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превращена в светлое торжество справедливости, утверждающее духовную ценность человека. Работа Рублева во Владимире показывает, что к этому времени он уже был зрелым мастером, находящимся в авангарде созданной им школы живописи.
В 1425-1427 годах, как свидетельствуют летописи, Рублев вместе с Данило Черным и другими мастерами расписывал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и делал иконы для его иконостаса. Дошедшие до нас иконы — это в основном работа артели; они написаны в разной манере и отличаются неодинаковым художественным качеством. К этому иконостасу, вероятно, принадлежала икона Святой Троицы, его единственное безусловно сохранившееся произведение иконописи. Рублев наполнил традиционную библейскую тему глубоким богословским содержанием.
Другие иконы и фрески, приписываемые Андрею Рублеву на протяжении XX века, в настоящее время рассматриваются большинством исследователей как работы школы (артели) или просто современников мастера.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев был посвящен в монахи. Он отказался от желания иметь семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству для Его прославления. Нет никаких упоминаний о семье художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры или племянники.
Заключение
Для искусства Рублева характерны две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность отличают его работы от других картин того времени. Чаще всего фигуры Рублева изображаются в состоянии неподвижности или молитвы. Это отличает его работы от выразительного Феофана Грека. От икон Андрея Рублева исходит атмосфера спокойного созерцания и преданности. Это спокойствие присутствует и в цвете — приглушенном, спокойном; и в округлости фигур; и в гармонии линий, похожей на спокойную мелодию. Все творчество Андрея Рублева пронизано светом. Поэтому совсем неудивительно, что искусство Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.
Это интересно: Жизнь Арсения Матвеевича, митрополита Ростовского — объясните по порядку
Канонизация
В 1988 году он был канонизирован как святой Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Согласно православному календарю, память святого празднуется три раза в год:
Тропарь, глас 3
Бжⷭ҇твеннагѡ из ѡ҆блеста света, ꙳ о. Андрей, ꙳ хрⷭ҇та̀ є҆сѝ величия и силы Святого Духа, ꙳ и ҆ в ѡ ҃yѧ трⷪ҇цы всемꙋ̀ ҃ проповедовал є҆сѝ ꙳ є҆династию в ст҃ трⷪ҇цѣ. ꙳ И с радостью и веселием взываем к Тебе ᲂу҆дивле и для укрепления трⷪ҇цѣ ꙳꙳ просвѣти души наши.
Сотрясение, т. 8
Дрожжи от любви твоей к драгоценной красоте земли ᲂу҆стремлѧѧсѧ, ꙳ Светлая и чистая і҆кѡнопи, ищущая в земле, была є҆сѝ, ꙳ я҆ твой ᲂу҆чи помощник, По состязанию твоему и по заслугам твоим є҆сѝ, полный славы, ꙳꙳ и҆ ꙗ҆ви тебя осчастливит.
Всеобщее признание
Произведения Андрея Рублева отражают его мировоззрение. Это время характеризовалось культурным прогрессом и повышенным вниманием к вопросам морали. Работы художника отражали новое видение духовной красоты и нравственности и стали известны и почитаемы не только на его родине, но и далеко за ее пределами.
Работы Рублева чрезвычайно ценны, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявили его работы благодаря их уникальному стилю. Икона Святой Троицы — единственное сохранившееся произведение, которое, несомненно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее. Мало кто спорит, что три иконы Звенигородского уровня принадлежали мастеру. В ней прослеживается новый для искусства Рублева драматический след, возможно, связанный с событиями того времени (раскольническими спорами в России).
Большинство ученых приписывают авторство «Богоматери Владимирской» и нескольких миниатюр Хитровского Евангелия Рублеву. Помимо этих работ, в прошлом веке было много спекуляций в пользу кисти Рублева. Все эти работы сегодня считаются принадлежащими к школе знаменитого мастера. К середине XVI века его иконография была признана образцом для подражания, и многие художники находились под сильным влиянием работ Рублева. Его работы отличаются глубоким духовным содержанием и эмоциональностью в сочетании с лаконичной и красивой образностью.
В 1947 году на территории Спасо-Андроникова монастыря был открыт заповедник, а в 1985 году в честь Андрея Рублева был открыт музей древнерусской культуры. В 1988 году Рублев был канонизирован как святой. Имя художника носят улицы в нескольких городах России, ему посвящены памятники, о нем сняты фильмы. В честь художника также был назван кратер на Меркурии.
Источник: