Религия была одной из неотъемлемых черт нашей цивилизации на протяжении всей истории человечества. Если быть точнее, то это были разные религии, сменявшие и сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы поговорим не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, и примирить ее с современными научными взглядами на строение вселенной.
Что такое пантеизм
Пантеизм — это философское учение, в котором Бог соединяется или отождествляется со вселенной. Сторонники этой концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или какого-то высшего разума не существует. Вместо этого они верят, что сама вселенная имеет божественную сущность. То есть пантеизм фактически не отрицает существования Бога, а оспаривает саму природу верховного божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.
Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слов παν (пан — все, все сущее) и θεός (теос — божество). Таким образом, смысл этого мировоззрения заключается в самом названии, которое можно трактовать как «Все есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов, вселенная (вселенная, совокупность) есть основа всего, сакральная и, возможно, разумная субстанция.
Пантеизму противостоит теизм — религиозно-философское учение, предполагающее существование единого бога-творца. В теизме после сотворения мира Бог продолжает в нем существовать, в основном думая, но иногда вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и возвышается над природой. В пантеизме отрицается антропоцентризм (согласно которому человек является центром мироздания.
Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своего труда «Социнианство в истинном представлении пантеиста». В то же время как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).
Основные идеи пантеизма
Суть пантеизма сводится к тому, что он дает ответ на вопрос, как соотносятся друг с другом Бог и мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но это вызывает другие вопросы. Например, необходимо понять, как вечность, бесконечность и постоянство Бога сочетаются с характеристиками конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к решению этой проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
- Абсолютистский монистический пантеизм. Это направление отождествляет Бога и мироздание и наделяет мироздание такими свойствами, как постоянство и вечность. Меняющаяся реальность объясняется в рамках этой концепции иллюзорности мира.
- Гегелевский абсолютистский пантеизм. В рамках этого течения предлагается противоположное решение проблемы: Бог наделен способностью развиваться, и его развитие проявляется в изменчивости мира.
- Имманентный пантеизм. Это направление рассматривает Бога как часть мира — источник законов, по которым существует вселенная, или силу, управляющую ее непрерывным движением. Здесь описанный выше парадокс разрешается за счет того, что мир меняется, но сами законы остаются неизменными.
- Эманационный пантеизм. В рамках этого направления мир рассматривается как эманация божественной сущности. Эта концепция содержит в себе скрытый дуализм (поскольку Бог отделен от вселенной), поэтому она не является пантеизмом в чистом виде.
Стоит отметить, что многие школы пантеизма сводятся либо к тому, что Бог есть часть вселенной (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что вселенная есть часть Бога или форма его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).
Формы пантеизма
В современной философии выделяют 4 основные формы пантеизма:
- Теомонистический. Это вечная и постоянная божественная субстанция, определяющая существование мира.
- Физиомонитический. Природа, являющаяся высшим божеством, наделена первенством и божественной сущностью (в рамках этой формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
- Трансцендентальный (мистический). Мир является частью Бога или находится внутри него (но не наоборот).
- Имманентное трансцендентное. Бог проявляет себя через объекты материального мира.
Все перечисленные формы пантеизма подразумевают наличие некоторой связи или тождества между божественной сущностью и мирозданием. При этом человек в этом понятии вообще не рассматривается, так как он считается лишь одним из множества объектов, существующих в природе и подчиняющихся ее законам.
Известные сторонники идей пантеизма
Идея божественности природы нашла отражение в трудах многих философов и ученых. В частности, теоретическим исследованиям в этой области были посвящены многие работы таких известных ученых, как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.
Джордано Бруно (1548 – 1600)
Существует распространенное заблуждение, что Джордано Бруно был казнен за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно на самом деле был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и много вложил в ее развитие. Однако в оставленном смертном приговоре об этом ничего не упоминается. Церковь приговорила ученого к сожжению за еретические взгляды и особенно за идеи пантеизма.
Бруно был доминиканским монахом, посвятившим свою жизнь поискам ответов на древние вопросы. Он не отрицал существования Бога, но со временем пришел к выводу, что Бог и Вселенная едины. В то же время вселенная бесконечна и безупречна в силу своей божественной сущности. В ней есть постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, дают жизнь и ее непрерывное движение.
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Николай Кузанский (настоящее имя — Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковным политиком, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом в католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.
Большинство его работ были посвящены взаимоотношениям между Богом, природой и человеком. В то же время он твердо придерживался представления о том, что Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение о том, что Бог всегда останется неизвестным людям.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс — немецкий философ и врач, считающийся одним из основоположников современной науки. Он считал, что природа, все элементы и живые организмы представляют собой единое целое божественного происхождения. Он также рассматривал человека как неотъемлемую часть этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он поддерживает связь с природой.
История развития пантеизма
Многие идеи о пантеизме высказывались древнегреческими философами, но эти идеи были далеки от развитых концепций. Первые вдумчивые рассуждения на этот счет имеются у христианских мыслителей (особенно у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них прямо не присоединялось к идеям пантеизма).
Расцвет пантеизма пришелся на Нью Эйдж. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал эту концепцию, но и внес значительный вклад в ее развитие. В 17 веке ее наиболее видным сторонником был голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой этого учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).
В XVIII и XIX веках учение получило дальнейшее развитие благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению выработать новую теологическую концепцию, которая отвечала бы возросшим запросам философии и наука.
В конце 19 века пантеизм приобрел такую популярность, что папа Пий IX включил его в Syllabus Errorum — список доктрин, осуждаемых католической церковью. Интересно, что приверженцами этого учения в этот период были такие видные деятели, как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.
В 21 веке пантеизм остается очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы публикуют на эту тему большие статьи, иногда даже посвящая ей целые номера.
Критика пантеизма
Поскольку пантеизм — популярная в Европе религиозно-философская концепция, то основным источником направленной на него критики всегда была католическая церковь. Особенно с точки зрения католицизма (и христианства в целом) принципиальным пороком пантеизма является отказ от возможности вести диалог и строить отношения с Богом. Если Бога как человека не существует, человек остается один на один со своими проблемами, ведь нельзя обратиться к пустоте с просьбой или молитвой.
Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом схож с идолопоклонством, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и предметах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь видно язычество или желание сравнить себя с Богом, что с точки зрения христианства не лучше идолопоклонства.
Заключение
Пантеизм — учение, признающее существование божественной сущности во Вселенной. Главная особенность в том, что, в отличие от классических религий, она хорошо сочетается с современной философией и даже наукой. В то же время она не ограничивает людей в их вере, а позволяет им видеть божественную сущность природы в тех или иных ее проявлениях и даже в себе или в своем творчестве.
Источник: