Для чего нужна пмпк в детском саду

«Если ребенок плохо говорит. »

Что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям?

Несомненно, каждый родитель, чей ребенок посещает старшую или подготовительную к школе группу детского сада, слышал о ПМПК. Так что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям? И стоит ли переживать по этому поводу?

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входит педагог-психолог, врач-педиатр, детский логопед. Сама по себе ПМПК задумывалась как структура, позволяющая определить уровень развития ребенка, выявить наличие нарушений развития, если таковые есть, и определить наиболее подходящую программу воспитания и обучения для каждого конкретного ребенка. В зависимости от уровня развития вашего ребенка, в заключении комиссии Вам могут порекомендовать определить его в обычную общеобразовательную школу, в школу с классами компенсирующего обучения (ККО), где программа обучения упрощена для усвоения ребенком с невысоким уровнем психического развития, или школу-интернат для детей с серьезными нарушениями психического развития. В некоторых случаях, если позволяет возраст ребенка, может быть рекомендовано дублирование подготовительной группы. Эти рекомендации будут отражены в справке, которую выдаст комиссия родителям. Также родителям могут быть рекомендованы:

    занятия с логопедом, если ребенок испытывает трудности в звукопроизношении или иные речевые сложности, занятия с психологом, если есть трудности с вниманием, запоминанием, восприятием информации, небольшие недостатки в развитии мышления или особенности поведения, способные затруднить адаптацию к школе: застенчивость, тревожность, конфликтность и другие консультацию психоневролога, если у ребенка будут отмечены некоторые признаки неврологического неблагополучия, такие как раскачивание сидя взад-вперед телом, нервное теребление одежды, волос, заламывание пальцев, сильная и быстрая утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий и другие.

Перед поступлением в школу каждый ребенок обязан пройти эту комиссию, независимо от того, посещал он детский сад или же находился на домашнем обучении. Для детей, посещающих детский сад, ПМПК организуется в стенах родного садика для всех детей, готовящихся к поступлению в школу. Родителей заранее оповещают о дне проведения комиссии, а также о точном времени, к которому необходимо подойти лично Вам и вашему ребенку. Комиссия проводится исключительно в присутствии одного из родителей или лиц, их замещающих (опекунов, приемных родителей). Другие родственники ребенка не допускаются к присутствию на комиссии. В случае отсутствия родителей или самого ребенка (например, по болезни), возникнет необходимость самостоятельно записаться на ПМПК и позже проходить ее уже в здании комиссии отдельно от остальных детей.

В отдельном кабинете, куда вас пригласят по очереди вместе с ребенком, будет находиться большой стол, за которым сидят члены комиссии. Напротив педагога-психолога ПМПК будет стоять стул для ребенка. Родителя садят поодаль и таким образом, чтобы ребенок не отвлекался на него. Психолог улыбнется ребенку, познакомится с ним, будет задавать различные вопросы и проводить специализированные тестовые задания. Логопед рядом будет вести протокол обследования, вносить те данные, которые тихо передает психолог после каждого задания или теста, а также проводит оценку развития речи ребенка и также вносит в протокол. Врач-терапевт рядом будет просматривать и анализировать состояние здоровья ребенка по двум медицинским картам – из детского сада и из детской поликлиники. Терапевт также передает логопеду сведения для занесения в протокол комиссии. После окончания всех заданий и вопросов ребенка хвалят за старания, прощаются и просят немного подождать родителя за дверью кабинета под присмотром воспитателя вашей группы. После этого члены комиссии дают заключение родителю о результатах обследования, обращают внимание на некоторые детали о поведении, выполнении заданий или знаниях ребенка, дают рекомендации о выборе учебного заведения, интересуются тем учебным заведением, в которое вы сами планировали отдать ребенка на обучение, могут направить к специалистам для помощи ребенку в подготовке к школе – логопеду, психологу, психоневрологу.

Как помочь ребенку

В первую очередь не стоит сильно волноваться вам самим. Дети чувствительны к настроению взрослых и могут заразиться нашими переживаниями, что способно помешать им хорошо справиться с первым в жизни важным экзаменом.

Вопросы и задания психолога ПМПК буду направлены на изучение знаний ребенка о социальном окружении, мире и самом себе, математических знаний и навыков, а также на изучение памяти, внимания, мышления и речи ребенка.

1. Ребенок должен научиться правильно называть свое полное имя, отчество и фамилию, а также фамилию, имя и отчество родителей; знать свой возраст, место работы родителей, название профессии/должности и сущность работы – что делает родитель на своей работе. А также знать свой домашний адрес и телефон, телефон специальных служб помощи в чрезвычайных ситуациях – полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы.

2. Ребенок должен хорошо ориентироваться во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь), названия приемов пищи в зависимости от времени (утром завтракаем, вечером ужинаем и т. д.), дни недели, месяцы, времена года и их признаки.

3. Ребенок должен знать название нашей страны, ее столицы, нашей республики, столицы республики, название нашего родного города.

4. Ребенок должен уметь обобщать предметы в группы: корова, коза, собака – домашние животные; чайка, сорока, голубь – птицы; вертолет, автомобиль, теплоход – транспорт; клубника, смородина, малина – ягоды и т. д.

Читайте также  Служба безопасности ооо вконтакте

5. Ребенок должен понимать простые аналогии:

Днем светло, а ночью. У коровы теленок, а у овцы…?

Читайте также  Как приклеить потолочный плинтус пошагово с фото и видео

У петуха зернышки, а у лошади. Лиса в норе, а собака…?

6. Уметь сравнивать предметы, находить между ними сходства и различия. Например, между лошадью и собакой, между молотком и топором.

7. Знать социальные и моральные нормы поведения в обществе, как можно и нужно поступать, а как нельзя. Уметь давать оценку своему поведению и поведению другого человека в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и уметь объяснить почему. Например, можно ли взять игрушку без спроса, что делать если случайно испортил чужую вещь, как вести себя в магазине, нужно ли слушаться воспитателя, что делать когда обидели твоего друга и т. д.

8. Ребенок должен знать: основные формы предметов – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник; основные и дополнительные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый, серый;

10. Хорошо, если ребенок может вести счет в пределах 10, уметь хотя бы на пальцах складывать и вычитать числа, понимать, какое большее, какое меньшее и на сколько.

11. Ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, под, над, за, перед и т. д. Ориентироваться в своем теле – безошибочно определять правую и левую сторону (например, дотронься правой рукой до левого уха, закрой левой рукой левый глаз и т. д.).

12. Запоминать с одного раза около 7 разных предметов (картинок) и потом назвать все. Запоминать на слух короткие стихи, содержание короткого рассказа.

13. Определять последовательность событий. (Например, прежде чем Петя пошел гулять, он позвонил своему другу. Что было раньше – Петя пошел или позвонил).

14. Ребенок должен уметь подробно описать картинку, ее сюжет, главных героев, их действия и эмоции, правильно расположить и описать события серии картинок, объединенных одним сюжетом.

15. Выделять предмет в группах, не подходящий к остальным по главному признаку. Например: кошка, корова, овца, лиса – лишняя лиса, потому что это дикое животное, а остальные домашние животные; шкаф, стул, кастрюля, диван – лишняя кастрюля, потому что это посуда, а все остальное – мебель.

16. Ребенок должен на слух определять все звуки в простых коротких словах типа «дом», «сон», «мама», выделяя гласные и согласные звуки, ударные звуки.

17. Следите за правильностью и красотой речи ребенка, за правильным произношением звуков, соблюдайте рекомендации и домашние задания логопеда, если ваш ребенок занимается с ним.

Проверяйте знания вашего ребенка, занимайтесь с ним дома, консультируйтесь с воспитателями, логопедом и психологом, и тогда результаты не заставят себя ждать.

• Какой бы диагноз ни поставили вашему ребенку, помните, что это еще не приговор.

• Выполняя назначения специалистов, вы поможете сыну или дочери преодолеть все трудности.

Итак, вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом.

• Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков.

• Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп.

• Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

• Не бойтесь исследований, которые назначат вашему малышу.

• Помните, что специалисты никогда не назначат исследований, которые могут нанести ребенку вред.

• Доверяйте специалистам, которые обследуют вашего ребенка.

К сожалению, вы заметили, что ваш малыш отстает в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. Вы повели ребенка на прием к неврологу, логопеду, психологу. Малыша осмотрели специалисты, а невролог назначил ряд исследований. Что это за исследования? Не опасны ли они для ребенка? Для чего их назначают?

Нейросонография (УЗИ головного мозга) — метод ультразвукового исследования головного мозга, который позволяет оценить структуры мозга и приобретает решающее значение в ранней диагностике поражения мозга у новорожденных в результате нарушения мозгового кровообращения, выявляет пороки развития центральной нервной системы. Этот метод позволяет диагностировать повышенное внутричерепное давление, применяется при диагностике инфекционно-воспалительных процессов и в диагностике черепно-мозговых травм.

Читайте также  Новый год в самой высокой достопримечательности Дубаи

Читайте также  Раздевалка в детском саду по фгос

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) используется для оценки артериального и венозного кровотока в сосудах шеи и головного мозга даже у новорожденных. Метод совершенно безвреден и используется во всех возрастных группах, позволяет диагностировать состояния, обусловленные острым нарушением мозгового кровообращения, возникшим вследствие травмы шейного отдела позвоночника.

Электромиография (ЭМГ) используется для оценки мышечной деятельности, функций всех отделов спинного мозга, а также работы ствола головного мозга даже у новорожденных.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) используется для диагностики судорожных состояний, эпилепсии, в случаях функциональных расстройств центральной нервной системы, при заикании, недержании мочи и кала, различных тиках, страхах, в случае повышенной возбудимости, раздражительности, нервозности, утомляемости, при резких перепадах настроения, а также если у ребенка есть отставание в нервно-психическом развитии.

  1. Задачи ПМПк
  2. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  3. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  4. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  5. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  6. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  7. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

2. Функции ПМПк

  • Экспертно – диагностическая
  • Информационно – аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

3. Виды ПМПк

Плановые

(1 раз в год)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого – медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута

изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

4. Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПк

  1. Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
  2. Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:
    • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
    • характеристика заболеваний за последний год.
    • Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками группы.
    • Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристикудеятельности и поведения ребенка, фиксирует:
    • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
    • особенности индивидуальных черт его характера;
    • самочувствие ребенка в детском саду.
    1. Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
    2. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

    5. Структура проведения ПМПк

    6. Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

    1. Нормативно – правовая база:

    – приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.

    – приказ руководителя учреждения о создании ПМПк

    – Положение «О психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)

    – договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)

    – договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.

    2. Документация:

    – план работы ПМПк

    – протоколы заседаний ПМПк

    – протоколы первичных представлений на ПМПк

    – направление на районный ПМПК

    – программа индивидуальной работы специалиста ПМПк

    Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит, читайте в нашей статье.

    «Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

    Что такое ПМПК?

    ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

    На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

    Читайте также  Возврат пени из налоговой проводки

    Читайте также  Летная пенсия для бортпроводников

    Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

    Как проходит обследование на ПМПК?

    На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

    Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

    Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

    Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

    Что спрашивают на ПМПК?

    • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
    • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
    • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
    • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
    • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

    А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

    • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
    • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
    • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

    То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

    Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

    Результаты ПМПК

    По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

    В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

    • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
    • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
    • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

    Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

    Злоупотребление ПМПК

    К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

    Фото: Екатерина Пашкова.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Понравился материал?
    Хотите прочитать позже?
    Сохраните на своей стене и
    поделитесь с друзьями

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

    Источник: lawsexpert.ru

    Оцените статью
    Survivalz