Евфросиния Полоцкая (5 июня — день ее памяти) могла бы стать женой князя или даже царя, но в 12 лет она выбрала путь, лишенный земных удовольствий. По крайней мере, она сохранила право принимать решения в своем родном княжестве.
Предчувствуя свой уход, она уехала из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину лишь спустя почти 800 лет.
Евфросиния Полоцкая — монахиня, просветительница, святая. Нас отделяет от этой замечательной женщины почти тысячелетие, но результат ее работы мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт — мы довольно много знаем о Евфросинии, хотя многие исторические личности, родившиеся гораздо позже, остаются для нас загадкой.
— Основным источником информации об эуфросинии является ее «Жизнь» — говорит Галина Мысливец, доктор исторических наук, доцент Полоцкого университета. — Считается, что она была написана в конце XII века. Судя по содержащимся в нем фактам, ясно, что человек, которому предстояло его написать, должен был быть не только знаком с преподобной, но и близок к ней. Многие ученые считают, что Житие было написано сестрой Евфросинии, Евпрасией, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.
Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу
До ухода в монастырь Евфросиния была предславой в семье Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславович, а прабабушкой — Рогнеда.
— Могла ли она действительно стать королевой?
— В мужья ей был обещан принц. Историки по сей день строят догадки о том, от какой свадьбы отказался 12-летний Предслав. Возможно, многие земли — Киев, Новгород…. — могли породниться через этот брак. Но она выбрала другой путь.
— Неужели ей так не понравился жених?
— Скорее всего, она его не видела. Но Предслава считала, что если она выйдет замуж, то ее имя уйдет в небытие, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые выходили замуж, рожали детей как наследников. И на этом их миссия закончилась.
— Могла ли она думать об этом в 12 лет?
— Vitae заключает, что это так. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.
— У нее был сильный характер, поскольку она смогла противостоять воле своей семьи и отца и стать монахиней…..
— Не просто сильный, а скорее несгибаемый характер, позволивший ей осуществить все те преобразования, за которые мы чествуем ее сегодня. Она, несомненно, обладала даром убеждения — она также побудила свою младшую сестру принять обет монахини. Хотя семья надеялась на будущее замужество младшей дочери. Позже, когда брат Евфросинии и две ее дочери пришли попрощаться с ней перед паломничеством в Святую землю, она увидела на племянницах печать Бога и, поговорив с ними, постригла их в монахини. Брат узнал об этом, как и их отец, только тогда, когда вернуться было уже невозможно.
Считалось, что если она видит в человеке искру, чувствует, что он может быть полезен в строительстве монастыря, она не обращает внимания ни на какие сантименты. Однако это можно объяснить тем, что Ефросинья нуждалась в единомышленниках.
Известно, что княжеская дочь Предславы к 12 годам получила хорошее образование, знала языки и умела переводить. Поэтому, приняв монашеский сан, святая Евфросиния начала переписывать книги.
Она попросила епископа Илию дать ей место в Софийском соборе. Возможно, ее привлекла туда крупнейшая библиотека, которую основал ее дед Всеслав. Однако это была очень трудная работа, подходящая только для мужчин. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на коленях.
И тогда, как сказано в Житии, Евфросинии явился ангел и сказал ей, что она должна начать строить свой монастырь.
Она прошла пешком от Софийского собора до того места, где сегодня находится Спасо-Евфросиниевский монастырь, вместе со своей кормилицей, которая также стала монахиней. Сегодня этот путь можно преодолеть за 5-10 минут на машине, но в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии были только трость и хлеб.
Земля, на которой был построен монастырь, по словам историка, была передана ей епископом в собственность. — В первые годы в монастыре жили только пять или шесть монахинь — сама Евфросиния, ее кормилица, двоюродная сестра, затем ее родная младшая сестра.
Были созданы школа, иконописная мастерская и скрипторий для переписывания книг. В монастырь стали приходить другие женщины, принося свое приданое.
— Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла ли она вообще влиять на политику?
— Да, несмотря на то, что она была монахиней, которая не должна была участвовать в светской жизни. Однако были времена, когда в Полоцком княжестве не было преемников у власти — в 1129 году родители Евфросинии и ее семья были изгнаны из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.
Евфросиния посещала собрания веча и имела право голоса как представитель правящей династии.
В «Житии» говорится, что своей властью она смогла примирить враждующие княжеские кланы и утихомирила конфликты. Печати, найденные в Спасианском монастыре, свидетельствуют о том, что Евфросиния играла определенную роль в политической жизни. Вполне возможно, что именно она поддержала восхождение на престол своего брата Василько.
Для XII века это уникальный момент. Найти подобные примеры в истории той эпохи крайне сложно. Не каждый известный человек может похвастаться такими достижениями: строительство двух монастырей — мужского и женского, двух церквей (до наших дней сохранилась только Преображенская церковь — прим. ред.), дарение по ее просьбе уникального Ефесского образа Богородицы (сегодня никто не знает, где находится оригинал этой иконы — прим. ред.), создание знаменитого шестиконечного креста…..
Консерваторы вскрыли фрески, которые были созданы в 12 веке
Крест Евфросинии
История креста Евфросинии Полоцкой удивительна и трагична. После ее смерти Крест охраняли, а не погружали в воду при освящении, но для этого использовались реплики — копии. В последующие века она переходила из рук в руки, пока не попала в Москву.
Иван Грозный обещал вернуть его Полоцку в обмен на помощь в завоевании города, рассказывает Галина Мысливец. — И он сдержал свое обещание. Возможно, царь боялся проклятия креста, которое грозило каждому, кто вынесет его из Спасского монастыря.
Во время войны 1812 года крест был замурован в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, принадлежавший после XV века католикам и униатам, в 1840 году вернулся в православие. Стремясь восстановить его, Полоцкий архиепископ Василий Лужинский привез крест святой Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, посетил дома военачальников и вельмож, Николай I и его семья приложили к нему руки, так как царь хорошо знал, какая это реликвия. Благодаря этому было собрано много пожертвований, которых хватило на восстановление монастыря. Тогда же появилось и первое прошение о перенесении мощей Евфросинии в Полоцк.
— Где тогда были реликвии?
— В Киево-Печерской лавре.
— Как они там оказались, ведь Евфросиния умерла в Иерусалиме?
— Существуют различные версии. В разных источниках очень часто пишут, что ее мощи были взяты монахами из Лавры в 1178 году, потому что султан Саладин захватил Иерусалим, и все православные реликвии нужно было спасти. Но согласно историческим записям, Саладин не завоевал Иерусалим, передача реликвий была бессмысленной. Скорее всего, они были перевезены в Киев позже — в конце XVI века, когда появляются упоминания о мощах в Лавре. К этому времени стало известно, что мощи Евфросинии были скоропортящимися.
— А Евфросиния, отправляясь в Иерусалим, предчувствовала, что не вернется?
— Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед отъездом она собрала своих близких, попрощалась с ними. Возможно, она хотела закончить свое путешествие на Святой земле. Когда Евфросиния заболела в Иерусалиме, она послала своих двоюродных сестер, свою двоюродную сестру Евпраксию, набрать воды из Иордана и омыть ее. Вита указывает на видение ангела, который сказал ей, что ее земная жизнь подходит к концу.
Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. От Рагнеды до Касьюшки».
Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке
— Как произошла передача мощей в Полоцк?
— Киевские митрополиты были против вывоза мощей из Лавры. Прошения о перенесении мощей появились сразу после восстановления монастыря, который только начал называться Спасо-Евфросиньевским (ранее он назывался Спасским). Однако все прошения были отклонены, но в 1876 году им удалось доставить палец правой руки в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Но полочане хотели перевезти все реликвии. Только Николай II, достаточно боголюбивый, поддержал петицию. В 1909 году началась подготовка к перевозке реликвий в Полоцк. Был разработан церемониал — к Евфросинии относились и как к принцессе, и как к святой. Чудеса исцеления, происходившие на пути возвращения мощей святого на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены королевской семьи. А с 1910 по 1917 год был пик почитания преподобной Евфросинии Полоцкой.
Перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 года.
— А что стало с мощами и монастырем после революции?
— В 1914-17 годах возникло опасение, что немцы войдут в Полоцк, мощи были перевезены в Ростов. В 1918 или 1918 году они были возвращены в Полоцк. И сразу же советская власть начала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи открыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.
Поэтому мощи были перенесены в Витебский атеистический музей, так как желаемый эффект развенчания мифа о святости Евфросинии не состоялся. Они были выставлены в музее без одежды, что верующие восприняли как святотатство.
Только во время оккупации в 1943 году мощи были возвращены в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, а монахини уволены. Православная церковь Преображения Господня, построенная Евфросинией, продолжала действовать; мощи хранились в ней, хотя было решено передать их в Полоцкий музей национальной истории. Но что-то встало на пути… И церковь, как приходская, продолжала функционировать все эти годы.
Крест святой Евфросинии Полоцкой был потерян в самом начале войны, и до сих пор его следов не обнаружено. Но чудеса исцелений, связанные со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись находится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Я прихожанин этого монастыря в Полоцке.Я просто в восторге,я посетил Россию и святых,которые ее почитают.А местная святая,дала мне жену,и семейное благополучие,и она моя покровительница,во всех моих нуждах.
Источник: