Икона (от греч. εἰκών (икон) — образ, изображение) — это живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангельских сил, святых и священных событий, написанное по церковным канонам иконописи и освященное по церковному чину.
Седьмой Вселенский Собор сформулировал учение Церкви о почитании икон следующим образом: «…чем чаще эти иконы становятся объектом нашего созерцания, тем больше наблюдателей побуждаются к размышлениям об иконах и приобретают большую любовь к ним. Мы почитаем их, склоняясь перед ними и поклоняясь им, но не с тем истинным благоговением перед Богом, которое приличествует единому Божественному Существу, а с поклонением, благовониями и зажиганием свечей, ибо почитание, оказываемое изображению, переходит на оригинал».
Божественная благодать, действующая в иконах, также является их частью, поэтому мы относимся к этим образам с таким благоговением, с таким уважением.
Некоторые значки имеют специальные названия:
- Аналойная — икона небольшого размера, предназначенная для размещения на аналое в храме.
- Настольная или вытянутая икона помещается непосредственно за алтарем, в его левом углу, и используется в процессиях.
- Местной иконой является икона Спасителя и Божией Матери, которые размещаются справа и слева от Святых врат, а также икона святого или святого события, в честь которого освящена церковь, размещаемая рядом с иконой Спасителя (также известная как храмовая икона).
- Мироточивая, которая эякулирует или эякулировала перед святой миррой.
- Надвратная икона — это икона, устанавливаемая над входом в храм или монастырь.
- Нательная икона — икона небольшого размера, которую носят на груди.
- Праздничная икона — изображение священного события или святого, в честь которого проводится праздничная служба; помещается на трибуне в центре храма.
- Семейная икона — икона с изображением небесных святых покровителей всех членов семьи (см. Именины).
- Складень (складная икона) — состоит из двух или трех маленьких иконок, расположенных вместе.
- Чудесный — через который совершались или совершаются обильные дела Божьей благодати: чудеса, засвидетельствованные Церковью: (исцеления, защита от несчастий, исполнение просьб и т.д.).
- Образ, в котором явился или был найден Спаситель.
- Образ, в котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным, а по руки — плечевым.
Икона — это изображение с глубоким символизмом. Все отличительные черты лица иконы, жесты и положение фигуры имеют духовное значение. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокую проницательность; большие глаза — проникновение в божественные тайны; тонкие губы — аскетизм; удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту поступков; склоненная голова — слушание голоса Бога в сердце; вытянутые руки — молитва; слегка сутулая фигура — смирение и покорность воле Бога.
***
Что общего и что отличного между иконой и картиной?
Икона, как и картина, является объектом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует определенных художественных методов и приемов, художественных навыков.
Однако икона отличается от картины по сути. Прежде всего, следует отметить, что икона представляет собой особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, обладает особыми функциями, имеет особое назначение.
Картина может представлять как реальный, так и воображаемый мир. Икона изображает только реальный мир, но в отличие от картины, она изображает его не с точки зрения художника, а на основе божественного откровения.
Мир, изображенный на иконе, — это не только и не столько мир земного существования, привычного для грешников, сколько мир иных существований. Изображая земной, видимый, чувственный мир, икона показывает его таким, каким его видят святые: как объект Божьего Творения и заботы; как арену духовной борьбы между силами Добра и Зла. В то же время иконы представляют нам как высокий, так и низкий мир.
Независимо от требований церковных канонов, эти изображения несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного восприятия мира автором и связанных с этим частным восприятием ошибок, мечтаний и фантазий автора (в этом отношении разницу между иконами и картинами можно сравнить с разницей между церковной и нецерковной религиозно-философской литературой).
Цель иконы — способствовать единению человека с Богом. Конечно, в определенной степени изображение может служить и этой цели, например, оказывая благотворное влияние на эстетические или даже религиозные чувства и тем самым способствуя нравственному преображению человека. Однако это относится не ко всем видам искусства. Довольно часто картины, даже высокохудожественные, вызывают в человеке те чувства, с которыми понятие христианской добродетели и чистоты абсолютно несовместимо.
В отличие от картины, которая отражает реальность с определенной степенью конкретности, икона глубоко символична, более того, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. А символические образы часто понятны только их авторам.
Наконец, икона служит окном в верхний мир. Благоговейно взирая на образ Бога или Его святого, изображенный на иконе, христианин духовно возвышается до самого Первообраза; молясь перед образом, он духовно соединяется с самим образом, Богом или Его святым; и Бог или Его святой действительно слышит молитву, действительно отвечает на просьбу молящегося (по вере и в соответствии с целесообразностью).
Фотография не имеет такого значения или цели. Более того, ложное живописное изображение Бога способствует созданию у доверчивого получателя ложного впечатления о Нем, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого идола.
Чем икона отличается от идола?
Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первобытные люди остро ощущали присутствие Бога и находились в общении с Ним. Эти отношения были нарушены в результате дерзкого проступка. В начале познание истинного Бога, Творца, распространялось среди потомков от отцов и матерей к их детям. Постепенно истинное знание о Боге было вытеснено ложным знанием, и ему способствовали мифы и легенды.
В конце концов, искаженные верования в местных богов распространились среди народов. Чтобы иметь под рукой осязаемые образы воображаемых богов, люди стали делать себе идолов и кумиров. Часто сами идолы были «наделены» сверхъестественными, божественными качествами. Идолы появились в результате незнания Бога, как одно из последствий греха.
Идол переводится с греческого как образ. Это статуя, идол, которому поклоняются как божеству. Для язычника статуя, которой он поклонялся, была как живое, физическое воплощение божества. Кровавая жертва, приносимая идолу, и подношение угощения в виде фруктов или цветов означали буквально «кормление, умиротворение божества». Языческое сознание рассматривало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан идол.
В отличие от идолов, священные иконы не изображают обожествленных существ и не представляют воображаемых ложных богов. На них изображены образы воплощенного Единого и Истинного Бога, а также образы Его льстецов, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
В отличие от идолопоклонников, которые верили в силу своих идолов, христиане, поклоняясь иконам и молясь перед ними, не возражают, что молитвы обращены к дереву и краске. Православные определяют иконы как святыни, угодные Богу средства, способствующие единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, но не наделяющие их божественными качествами.
Хотя идолы не обладают сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением сил из другого мира. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу; поклоняясь идолам и кумирам, люди вступают в общение с бесами (1 Кор 10:19-20).
Почитание икон — это совсем другое дело. Практика поклонения святым иконам угодна Богу. Один из первых притчевых образов Христа был создан по повелению Бога в ветхозаветные времена. Это относится к змею, сделанному из меди: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змею, и поставь ее на знамя, и кто укушен будет, взглянув на нее, жив будет» (Числа 21:8). Медный змей — это образ Христа, вознесенного на крест, умершего и воскресшего, глядя на которого христиане освобождаются в вере от власти дьявола и греха.
Идолы бессильны. Но молитвам истинно верующих, которые молятся перед иконами, Бог дает благодать. Икона помогает поклоняющемуся возвыситься духом до первообраза, подобие которого на ней изображено. Таким образом, глядя на изображение, христианин вступает в отношения не с ним, а с изображенным на нем святым. И хотя молящийся находится перед изображением, его молитва действительно, а не воображаемо, услышана самим изображением. В этом отношении икону часто описывают как окно в верхний мир.
Поклонение идолам портит нравственность людей. Смиренная и покаянная молитва перед иконами способствует восхождению по лестнице духовного совершенства.
Те, кто поклоняется идолам, могут подвергнуться суду Божьей правды в земной жизни, но хуже того, они подвергают себя вечной гибели (Второзаконие 27:15). Те, кто поклоняется святым иконам, часто являются объектами Божьей милости, Божьего благословения.
Зачем освящать иконы?
Смысл благословения икон задается молитвой, которую читает священник во время рукоположения икон: «Призри на иконы сии, которые сотворили рабы Твои в честь и славу Твою <…>, благослови и освяти их, и дай им силу исцеления, отвращая все козни диавольские, и даруй, чтобы все молящиеся перед ними были усердно услышаны, и да получат благодать благости и милосердия Твоего».</…>
По словам С.В. Алексеева, «освящение — это, можно сказать, благословение, данное священнослужителем от лица всей Церкви на использование предмета или образа для богообщения. В случае святых икон освящение также является критерием для оценки их богословского содержания и, следовательно, для допуска их к участию в литургической жизни Церкви. Иконы с сомнительным содержанием и техникой не получают благословения.
Мы не будем судить, происходят ли изменения в физической природе объекта при его освящении, но с моральной точки зрения изменения очевидны. Меняется не только статус объекта, но и отношение человека к нему».
Кто и когда написал самую первую икону?
Согласно церковному Преданию, первая икона появилась во время земной жизни Спасителя. Это изображение мы знаем под названием «Спас нерукотворный». Подробный рассказ о происхождении Спаса Нерукотворного можно найти в «Четвертой меноре». Вкратце это сводится к следующему: Эдесский царь Абгар, больной проказой, послал своего протоиерея Ханнана (Ананию) к Христу с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Абгар поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, нарисовать Его образ и принести ему. Ханнан нашел Христа в окружении плотной толпы, встал на скалу, с которой ему было лучше видно, и попытался изобразить Спасителя. Увидев, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умыл лицо, вытер его платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Спаситель передал этот платок Ханнану с указанием отнести его с письмом обратно отправителю. В этом письме Христос отказывается идти в Эдессу один, говоря, что Он должен исполнить то, для чего был послан. Завершив Свою работу, Он обещал послать к Абгару одного из Своих учеников. После получения портрета Абгар исцелился от своего главного недуга, но его лицо все еще было повреждено. После Пятидесятницы святой апостол Фаддей, один из 70-ти, отправился в Эдессу, совершил исцеление Абгара и обратил его в христианство. Абгарус прикрепил изображение на доску и поместил ее в нишу над городскими воротами, убрав находившегося там идола.
Когда появились первые рукописные иконы?
Церковная традиция приписывает первые иконы Божией Матери святому Луке Евангелисту. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы не принадлежат евангелисту в том смысле, что они написаны его рукой. Авторство апостола Луки следует понимать в том смысле, что эти иконы являются копиями (или, скорее, копиями свитков) икон, когда-то написанных евангелистом.
Все ли иконы являются чудотворными?
История Церкви знает множество чудес, происходящих через святые иконы с древности до наших дней. В то же время в Церкви существует множество явленных образов (т.е. чудесным образом обретенных Божественным Провидением), и их появление отмечено чудесами. Однако различие между чудесными и не чудесными иконами не является безусловным или принципиальным. Каждая икона благотворна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что каждая икона, перед которой происходит горячая и искренняя молитва к Богу, святым или бесплотным силам, становится чудотворной для молящегося, потому что перед этой иконой происходит чудо преображения души.
Какие иконы кладутся в центре храма на аналое?
В центре православного храма на аналое помещается икона святого, если в этот день церковный праздник, или икона святого, память которого отмечается в этот день. По воскресеньям в аналой помещается икона Воскресения Христова; кроме иконы, в аналой может быть помещена картина с изображением праздника или святого. В другие дни на аналое помещается икона Церкви, то есть икона того праздника или святого, в честь которого посвящен главный алтарь церкви.
Почему верующие целуют икону?
Целование святых икон и поклонение им показывает любовь к изображенным на них лицам — Богу, Богородице и святым. Через почитание святых икон к человеку приходит Божье благословение и любовь святых.
Как правильно целовать иконы?
К иконам следует подходить медленно и мысленно с молитвой. В знак любви и благоговения принято дважды перекреститься с поклоном в пояс, а затем прикоснуться к иконе. Затем перекреститесь и поклонитесь иконе в третий раз. У иконы Богоматери поцелуйте ноги святой, а также правую руку благословляющего и подол мантии. Для Богоматери и святых целуйте руку или подол мантии, а для образа Спасителя нерукотворного и головы Иоанна Крестителя целуйте волосы. Если перед вами находится икона, которую хотели бы почитать помимо вас большое количество людей, помолитесь заранее, чтобы не мешать и не искушать других почитателей.
Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?
Зажженные свечи символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа богомольцев перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и возжигать на них благовония повелел сам Бог пророку Моисею: «И повелел сынам Израилевым принести чистого оливкового масла для освещения, чтобы светильники горели постоянно; в скинии собрания за завесою, которая пред свидетельством, Аарон и сыны его должны зажигать их с вечера до утра пред лицем Господа. Это вечный устав для поколений их от сынов Израилевых» (Исх 27:20-21). Во время православных богослужений зажигаются лампады в знак радостного горения духа перед Богом, а также возжигается ладан, чтобы напомнить верующим, что молитва, как дым из ковша, должна возноситься к Престолу Божьему.
Как устроить домашний иконостас?
Обязательно иметь дома иконы Спасителя и Божьей Матери. Кроме того, здесь много икон святых угодников Божьих. Желательно иметь в домашнем иконостасе иконы тех святых, имена которых называют члены семьи, и тех святых, к небесной помощи которых чаще всего прибегают. Иконы следует приобретать в православных храмах или специальных церковных лавках, где они были освящены. Иконы должны быть размещены в священном углу или домашнем иконостасе в соответствии с принципом иерархии. Главное место должны занимать иконы Святой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. Желательно, чтобы икона Святой Троицы, Христа не была меньше других икон. Икона Пресвятой Девы Марии обычно помещается рядом с образом Спасителя, по правую руку от Него. По обе стороны от них расположены другие иконы, представляющие собой собрание святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательным является размещение Святого Креста на видном месте, как символа спасения людей от вечной смерти.
Где устроить домашний иконостас?
Для домашнего иконостаса желательно выделить конкретно часть главной комнаты (или место в каждой комнате), по древнерусской традиции выбирался передний угол, т.е. при входе в комнату передний правый угол, который часто мог совпадать с восточным. В этом так называемом красном углу было устроено место исключительно для икон, лампад, святой воды, просфор и других священных предметов. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон и не в углу комнаты, а прежде всего создать своеобразный домашний иконостас, который станет удобным местом для личных и семейных молитв. Желательно, чтобы возле иконостаса не было телевизора, магнитофона и другой бытовой техники, служащей земным, сиюминутным целям. Декоративные предметы светского характера не должны находиться рядом со святыми иконами.
Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
На иконах есть обязательные надписи. Икона считается законченной только тогда, когда ей дано имя: в духовном смысле это означает единство имени и образа. Надписи на иконах — это знаки святости, славы и божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют корону или нимб, символ Фаворского света, святости. На нимбе начертаны три греческие буквы, которые означают — Существование (Self — имеющий жизнь, пребывающий в Себе).
Что делать с иконой, если она пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
От такой иконы нельзя отказываться. Раньше такие иконы спускали в реку, но сейчас реки загрязнены, поэтому лучше отнести такую икону в храм и отдать на сожжение в церковную печь. Следует помнить, что осквернение иконы является грехом, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя мять, рвать или резать. Даже к поврежденной иконе следует относиться с уважением.
Каковы основные типы иконографии Спасителя?
Иконография Господа Иисуса Христа охватывает множество направлений, в том числе и связанных с циклом праздников (впрочем, иконография праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконографии).
В качестве основных иконографических типов Спасителя обычно выделяют пять типов: Спаситель нерукотворный, Господь Всемогущий (Пантократор), Спаситель в силе, Спаситель Эммануил (Эммануил), Спаситель на троне.
Спаситель нерукотворный
Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят жизнеподобный образ Христа, явленный в результате чуда.
История связывает это чудо со следующими событиями. Когда царь Эдессы Абгар, страдающий неизлечимой болезнью (проказой), узнал о чудесах, совершенных Христом, он послал своего мастера-художника Ананию передать ему письмо с приглашением посетить город Эдессу. Выслушав слова Анании, Христос отказал Авгарю в личном посещении, но не отказал в Своей милости. Омыв лицо и попросив мацу (пращу), Христос отер Свое лицо. В результате Его божественный лик отпечатался на ткани платка. Платок был передан через Ананию царю Авгарю, который был исцелен.
Уверовав в Христа, Абгар обратил своих подданных в истинную веру. В соответствии с его приказом, Нерукотворный Образ был помещен в нишу над городскими воротами; ему поклонялись как великому храму. Когда один из потомков Абгара, впав в грех идолопоклонства, захотел убрать изображение, епископ Эдессы, в соответствии с указаниями сверху, тайно замуровал нишу, спрятав изображение за глиняной доской.
Со временем местонахождение иконы было забыто, но когда (ок. 545 г.) Эдессу осаждали войска персидского царя Хозроя I, епископу Евлалию (Евлавию) явилась Небесная Воительница, указала на икону и приказала убрать ее с городских стен. Ниша была открыта и, к удивлению присутствующих, помимо чудотворного образа (на убрусе) было обнаружено еще одно подобное изображение, воспроизведенное на покрывающей его глиняной доске. Когда жители помолились Богу и состоялся крестный ход с Крестом (с Нерукотворным Образом), вражеские войска отступили, и город был освобожден от меча и позора.
На иконах «Спас нерукотворный» в различных вариантах изображается лик Господа либо без намека на ткань, либо изображенный на ткани или на изразце. Последние два варианта называются «Спас на убрусе» и «Спас на хрепее», соответственно.
Господь Всемогущий
На изображениях этого иконографического типа Господь изображается во фронтальной позе или в полупозе.
Его правая рука изображена сложенной в благословляющем жесте — знак благословения всех людей на искупление от греха и завоевание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится открытое или закрытое Евангелие или свиток. И Книга, и свиток указывают на провозглашение Евангелия; с другой стороны, Книга указывает на Книгу жизни.
Основная идея рассказа: Бог изображается как Всемогущий, Всевластный Царь (Пантократор, Всемогущий).
Спаситель в силе
Характерной особенностью икон этого плана является то, что сидящий на троне Спаситель изображен на фоне трех определенных геометрических фигур. Красный ромб (квадрат) вписан в синий овал (круг, эллипс), который в свою очередь «наложен» на красный четырехугольник, углы которого, выступающие из-за контура овала, содержат символы четырех евангелистов, по одному в каждом углу (орел — знак Иоанна, ангел — Матфея, бык — Луки, лев — Марка).
Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, означает огонь Божий и указывает на божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует небеса, ангельский мир; а внешний и самый большой четырехугольник, содержащий символы евангелистов, указывает на провозглашение Евангелия всему миру.
Христос изображен благословляющим правой рукой, в левой руке он держит Книгу (символ Евангелия и Книги Жизни).
Иконография этого предмета отражает эсхатологическую тему, показывая Мессию в величии небесной славы, каким он предстанет в конце веков, чтобы судить мир.
Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, который видел Господа, которого несли ангельские силы, представленные в виде загадочных животных (Иезекииль 1:4-28).
Спаситель Эммануил
На иконах этого направления Христос изображается в виде ребенка, или Младенца, Эммануила, сидящего не на руках у Матери, а отдельно. Имя Еммануил, произнесенное через пророка Исаию, означает «с нами Бог» (Исаия 7:14).
Иконография этого взгляда особым образом выражает цель прихода Сына Божьего в мир — спасение человека, призвание всех людей в Царство Божье.
Спаситель на троне
Тематика икон этого типа схожа по содержанию с изображениями Господа Всевышнего. Христос величественно и торжественно восседает на троне как Царь славы, Судья и Правитель мира.
Внешнее различие заключается в том, что Евангелие помещено на колени Христа, а Сам Он изображен в полном теле.
Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?
Иконография Богоматери традиционно делится на следующие типы: Оранта, Одигитрия, Элеуса
Оранта (Молящаяся Божья Матерь)
Оранта — одно из самых древних изображений Девы Марии. В древности образы молящейся жены часто вызывались христианами, символизируя порыв души к Богу. Позже этот образ был увековечен в иконографии Богоматери.
Как Мать Христа в человеческой природе и в силу Своей особой святости, справедливости и нравственной чистоты, Богородица имеет особое дерзновение перед Богом.
На иконах типа «Оранта» она изображается в фронтальной позе, с поднятыми вверх руками, в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Ходатаица перед Господом, Царица Небесная.
Изображенные на медальоне в половину роста (а иногда и в натуральную величину) Богоматерь, молящаяся с Младенцем Христом, относятся к типу «Знамение».
Слово «знак» по своему значению схоже со словом «чудо». Иконография «Знамения» с яркой ясностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради спасения человека.
Одигитрия (гид)
На иконах этого типа изображена Дева Мария с Сыном. Обычно Господь воспроизводится сидящим на ее левом плече.
В левой руке, в свою очередь, она держит свиток, символизирующий провозглашение Евангелия. Правая рука Христа сложена в благословляющем жесте в знак того, что Он благословляет людей следовать по Пути Света, Истины, Жизни.
Согласно сцене, Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь (Ин 14:6), подтверждая, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Него (Ин 14:6).
Элеуса (Смирение).
На иконах этой формы Богородица изображается так, что ее щека нежно (ласково) прижата к Младенцу Христу. Эта иконографическая деталь воспроизводит идею высокой и самоотверженной любви Девы Марии к своему Сыну, особой духовной близости (что подчеркивается сопоставлением их нимбов).
Сын Божий может быть изображен сидящим либо по левую, либо по правую руку от Нее.
В более широком толковании такие иконы указывают на единство земного и небесного, на близость Христа и Его Церкви, на близость каждой христианской души к Богу.
***
Протоиерей Алексий Уминский:
Почитание святых икон — это не только эстетическое почитание, но, прежде всего, догматическое почитание, необходимое для осуществления нашей веры.
Мы знаем, что в Ветхом Завете существовал запрет на изображение каких-либо образов. И понятно почему: по самой своей сути Бог совершенно непостижим и непознаваем, а потому не может быть изображен. Бог неизмеримо больше всего, что существует в мире, и поэтому любой образ того, кого нельзя даже представить, понять или познать, обязательно будет ложью. А ложный образ — это образ идолопоклонства, уводящий от истины. Именно поэтому изображение Божества было запрещено в Ветхом Завете.
Почему образ Нового Завета существует и торжествует? Потому что Бог открылся нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, имел наше лицо, руки, глаза, человеческую душу. Представляя Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он взял на Себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и полностью, и ничто в природе не осталось неисцеленным, неспасенным. Мы представляем лицо нашего Спасителя, потому что знаем, что это лицо, которое Он оставил нам в Своем Евангелии, это лицо — образ того, каким должен быть каждый из нас.
Митрополит Питирим (Нечаев):
Икона не является объектом поклонения, это лишь видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» объект. Идол, в отличие от иконы, — это то, что заменяет сам объект поклонения.
Источник: