Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) содержит сведения, требующиеся для ведения строительства и дальнейшего развития территории. Она основана, прежде всего, на положениях Градостроительного кодекса РФ. Заинтересованные лица могут запросить выписку из ИСОГД на земельный участок, а также другую важную информацию. Чем полезны сведения из этого источника и как их получить?
Какие сведения содержатся в ИСОГД
ИСОГД состоит из нескольких разделов:
- территориальное планирование;
- правила землепользования и застройки (ПЗиЗ);
- планировка территорий;
- изъятие и резерв участков;
- застроенные и определенные к строительству земельные участки;
- материалы по геодезии и картографии;
- дополнительный раздел – информацию из этого раздела госструктуры каждого региона определяют самостоятельно. Это могут быть адресные реестры, программы развития территории и др.
Прежде чем заказывать материалы в ИСОГД, нужно четко знать, какой документ нужен, как он называется и из какого он раздела.
Наиболее часто заинтересованным лицам требуются:
Она необходима, чтобы выяснить предельные размеры земельных участков, которые допускается образовывать в той зоне, в которой находится участок. Каждый субъект РФ (город) условно поделен на зоны, для каждой зоны установлен свой порядок использования земли. При этом местоположение зон, максимальные и минимальные размеры, виды допустимого использования участков могут меняться с обновлением ПЗиЗ.
Кроме размеров, очень важен перечень назначений участков, в соответствии с которым можно использовать свою землю. Например, в одной зоне есть «ИЖС», в другой – нет, одна зона позволяет строить многоквартирные дома, другая – нет. Такие данные нужны для выбора размещения местоположения будущих зданий, лесопарковых зон, торговых павильонов, коммуникаций и т. д.
Разделить, объединить или перераспределить участки невозможно, если размеры образуемых в результате данных действий участков не соответствуют требованиям градостроительного зонирования.
Чтобы заказать выписку из ПЗиЗ на конкретный земельный участок, нужно знать его кадастровый номер.
Запрос такой информации доступен любым лицам.
- Градостроительный план – раздел о застройке участков.
Этот документ запрашивают для получения разрешения на строительство, заказа проектной документации. В градплане, помимо назначения земли, указаны особые зоны, имеющиеся на участке, а также границы участка, предельные размеры, минимальные отступы от границ для размещения ОКС (объекта капитального строительства), реквизиты утвержденного проекта планировки и межевания, имеющиеся на участке строения, коммуникации и другие нужные для застройки сведения.
Градостроительный план выдается в течение 20 рабочих дней собственникам участка. Заказывается по правовому документу на земельный участок.
- Красные линии и проекты планировки и межевания.
Красные линии отмечены на чертежах проектов планировки. Эти данные выдаются в виде копий таких чертежей.
Поскольку образование участков в большинстве случаев происходит согласно проекту планировки и межевания, возникает необходимость в получении этого документа. Запросив его, становится понятно, разрабатывался ли он на тот квартал, где расположен участок.
Где получить сведения из ИСОГД
В Москве и области услуги ИСОГД доступны через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Нужные данные выдаются как в бумажной, так и в электронной форме по выбору. Напечатанную копию получают при личном обращении в Москомархитектуру. По регламенту предоставления госуслуг из ИСОГД г. Москвы, срок получения информации не должен превышать 5 дней.
В Санкт-Петербурге в выдаче данных из ИСОГД задействованы СПб ГКУ ЦИОГД и «Комитет по градостроительству и архитектуре».
Срок на подготовку данных из ИСОГД в Санкт-Петербурге ограничен 10 рабочими днями с момента получения оплаты.
В любом регионе РФ материалы ИСОГД можно заказать через МФЦ.
Услуга доступна гражданам и юридическим лицам, ИП, представителям по нотариальной доверенности.
Стоимость
За материалы ИСОГД берется плата, которая не может превышать 1000 рублей за сведения из одного раздела и 100 рублей за копию одного документа. Точный размер оплаты устанавливается каждым регионом индивидуально.
Отказ в получении данных ИСОГД
Информация из разделов ИСОГД не предоставляется в случаях:
- нужные данные отсутствуют в системе градостроительной документации;
- не внесена оплата;
- данные засекречены в соответствии с законом РФ.
Таким образом, чтобы получить информацию из ИСОГД, нужно через портал Госуслуг, или лично в уполномоченной инстанции, или в МФЦ, заказать копию нужного документа из соответствующего раздела.
Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве +7 (499) 938-51-39 и Санкт-Петербурге +7 (812) 425-14-07.
Предоставление Исполнительным комитетом сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности
- Куда обратиться?
Записаться на получение муниципальной услуги можно несколькими способами:
1. В МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Исполнительного комитета муниципального образования Казани по адресу ул.Груздева,5.
Прием в кабинете осуществляется по электронной очереди.
Терминал для получения талона электронной очереди находится в холле (1 этаж).
Понедельник – пятница с 9.00-17.00 (без обеденного перерыва), В 1-ую и 4-ую субботу каждого месяца – 9.00-13.00.
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны принимаются вне очереди, согласно действующему законодательству.
Контактный телефон: +7 843 221 29 63.
2. воспользоваться электронной записью на портале госуслуг РТ по ссылке.
Перечень документов
- 1) письменное заявление по форме (приложение №2) о предоставлении сведений ИСОГД с указанием следующей информации:
а) для юридических лиц – полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование заявителя, адрес его местонахождения (юридический адрес), ИНН, банковские реквизиты, фамилия, имя и отчество руководителя, номер телефона, номер факса и адрес электронной почты юридического лица;
Читайте также Аэрофлот поменять фамилию в билете
б) для физических лиц:
– фамилия, имя и отчество, паспортные данные, адрес места жительства, контактный номер телефона, номер факса и адрес электронной почты физического лица;
– запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства;
– форма предоставления сведений, содержащихся в ИСОГД, и способ их доставки;
2) документы, удостоверяющие личность;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель);
4) документ, подтверждающий внесение платы за предоставление указанных сведений (кроме заинтересованных лиц, указанных в приложении №1)
Муниципальная услуга предоставляется на платной основе (за исключением предоставления муниципальной услуги заинтересованным лицам, указанным в приложении №1 к настоящему Регламенту).
Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, устанавливается ежегодно органом местного самоуправления на основании Методики и не должен превышать максимальный размер платы:
– за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД, – в размере 1000 рублей;
– за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД, – в размере 100 рублей.
Оплата предоставления сведений, содержащихся в ИСОГД, осуществляется заявителем через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и направляется в бюджет муниципального образования.
Основания для отказа в приеме документов
- 1) Подача документов ненадлежащим лицом;
2) несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в регламенте;
3) в заявлении и прилагаемых к заявлению документах имеются не удостоверенные заявителем исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;
4) представление документов в ненадлежащий орган.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги
1) по причине установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации запрета в предоставлении указанных сведений заинтересованному лицу;
2) заявителем представлены документы не в полном объеме либо в представленных заявлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация.
Что это такое? Как изменилось законодательство о градостроительной деятельности? И какие истории успеха написаны ИТП "Град".
Августовская редакция Градостроительного кодекса РФ закрепила двухуровневое информационное обеспечение градостроительной деятельности: на федеральном уровне – посредством ранее созданной Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), и на региональном уровне – созданием и эксплуатацией государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), а вот что же касается муниципальных ИСОГД, то требования к их ведению исключены. Согласно новому Градостроительному кодексу создание и эксплуатация ГИСОГД обеспечивается на уровне субъекта РФ, с выполнением роли оператора ГИСОГД уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (далее – ОИВ) или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Ведение же ГИСОГД будет осуществляться оператором, а также органами местного самоуправления (далее – ОМС) городских округов и муниципальных районов в пределах их компетенции [1, ст. 57]. На рис. 1 изображена система информационного взаимодействия в ходе осуществления градостроительной деятельности до и после принятия изменений в Градостроительный кодекс РФ.
Рисунок 1 – Информационное обеспечение градостроительной деятельности
Таким образом, ГИСОГД заняли свое место в системе управления развитием территории, ценой перехода требований к созданию ИСОГД с муниципального на региональный уровень. Цель ведения ГИСОГД совпадает с прежней и заключается в обеспечении ОИВ, ОМС, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности. И осуществление градостроительной деятельности [1, п. 1 ст. 1] с учетом полномочий органов государственной власти РФ, ОИВ субъектов РФ и ОМС неизменно предусмотрено на всех трех уровнях власти (рис. 2).
Рисунок 2 – Градостроительная деятельность в РФ
ИСОГД на уровне регионов создаются в отрыве от действующего законодательства с 2007 года и вводятся в эксплуатацию с 2011 года, успешным примером из опыта ИТП «Град» является двухуровневая ИСОГД Тюменской области [2]. В некоторых субъектах РФ это обусловлено необходимостью формирования единого информационного пространства путем интеграции ранее созданных муниципальных ИСОГД в единую систему, а где-то наоборот, это предоставление ОМС возможности создания и ведения ИСОГД за счет формирования муниципального сегмента в ходе ввода в эксплуатацию региональной системы.
Совершенно не имеет значение, как регионы называли свои системы (как согласовали с правовым управлением, так и назвали): геоинформационная система или комплексная система управления развитием территории, главное то, чтобы эта система обеспечивала реализацию полномочий ОИВ в области градостроительной деятельности в электронном виде. Ведь еще в 2010 году Федеральным законодательством [3, п. 2 ч. 1 ст. 6] были закреплены требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Но если на муниципальном уровне ИСОГД модернизировались до автоматизированных ИСОГД (АИСОГД) или информационно-аналитических систем управления развитием территории (ИАС УРТ), перейдя от автоматизации узкой задачи ведения архива сведений и документов к автоматизации процессов подготовки исходно-разрешительной документации; то на региональном уровне – автоматизация деятельности по предоставлению государственных услуг (исполнению функций) изначально являлась основным назначением систем. Еще до внесения изменений в части создания и эксплуатации ГИСОГД в Градостроительный кодекс РФ, действующим законодательством было установлено, что ОИВ субъектов РФ для реализации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» к 2021 году должны перейти к предоставлению услуг в электронном виде и вполовину сократить сроки их предоставления [4].
Касаемо реализации полномочий, свежий Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность (устанавливаемую Законом субъекта РФ) создания и ведения ГИСОГД с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, позволяющей осуществлять подготовку, согласование, утверждение следующих документов:
Читайте также Требования к окраске газопроводов
– правила землепользования и застройки;
– проекты планировки территории;
– проекты межевания территории;
а также документов – результатов предоставления услуг, в том числе:
– градостроительные планы земельного участка;
– разрешения на строительство объекта капитального строительства;
– разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
– разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
– разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, заключений государственного строительного надзора (в предусмотренных законодательством случаях);
– иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ [1, ч. 7.1 ст. 57].
Среди иных следует выделить документы, заменяющие разрешения на строительство и ввод объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или садового дома в эксплуатацию:
– уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
– уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке;
– уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
– уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности [1, ст. 51.1 и ч. ст. 55].
Отметим важные сроки, установленные изменениями в Градостроительный кодекс РФ: новая редакция вступит в силу с 1 января 2019 года, и в течение года ОИВ субъектов РФ должны будут создать и (или) привести эксплуатируемые ГИСОГД в соответствие с требованиями законодательства. На размещение в ГИСОГД информации, содержащейся в муниципальных ИСОГД, отведено три года [5, ч. 47, ст. 26]. Состав информационных ресурсов, которые в себя включает ГИСОГД, отличается от ранее установленного для муниципальных ИСОГД и приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Информационные ресурсы ИСОГД и ГИСОГД
Одним из важнейших требований является применение типового программного обеспечения и типовой документации для создания и ведения ГИСОГД, размещенных в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычисленных машин [1, ч. 10, ст. 57].
Несмотря на только приближающуюся дату вступления новых норм в силу, ИТП «Град» совместно с ООО «Джемс Девелопмент», используя свой опыт реализации лучших практик внедрения ИТ в градостроительной деятельности, одобренных Минстроем РФ, создали типовое тиражируемое программное обеспечение «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области (ИСОГД ТО)», разработанной по заказу Тюменской области и поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака, размещенное в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычисленных машин [6].
ГИСОГД «ИСОГД ТО» с комплектом документации и видео-инструкций по настройке доступна для скачивания по адресу http://www.nfap.minsvyaz.ru и в ходе эксплуатации обеспечивает ОИВ субъекта РФ ряд преимуществ:
1) интеграция с Росреестром (с сервисами ЕГРН);
2) соответствие требованиям к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения [7];
3) надежность и отказоустойчивость, стабильная одновременная работа более 300 пользователей при сохранении высокой скорости реакции, с возможностью масштабирования до 3000 пользователей и более, а также резервное копирование и учет действий пользователей;
4) удобство работы пользователей благодаря максимально упрощенному веб-интерфейсу, использование которого исключает дополнительные затраты на обслуживание и обеспечение защиты информации на рабочих станциях специалистов;
5) получение консультаций по использованию системы по бесплатному телефону и в чате разработчика;
6) возможность расширения функционала системы дополнительными модулями, которыми уже пользуется большое число регионов и муниципальных образований, в том числе обеспечивающих:
– автоматизацию предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе Госстройнадзора;
– организацию двухстороннего электронного взаимодействия с федеральными информационными системами: Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН), федеральной государственной информационной системой территориального планирования (ФГИС ТП), федеральной информационной адресной системой (ФИАС), единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ), федеральным фондом пространственных данных (ФФПД), единой электронной картографической основной (ЕЭКО) [8];
– организацию информационное взаимодействия с различными поставщиками данных, в том числе ресурсоснабжающих организаций, и импорт в базу данных ГИСОГД любых неструктурированных данных с настройкой соответствия объектов, справочников, классификаторов;
– создание открытого портала, обеспечивающего проведение общественных обсуждений [1, ч.1, ст. 5.1].
Совершенствования законодательства информационного обеспечения градостроительной деятельности прежде всего направлено на:
– сокращение бюджетных расходов на разработку и поддержку эксплуатации ГИСОГД за счет их создания и (или) эксплуатации с применением бесплатного и свободного типового программного обеспечения и типовой документации, размещенных в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин;
– сокращение бюджетных и временных расходов на подготовку градостроительной, разрешительной документации, формирования сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) за счет использования ГИСОГД, обеспечивающих синхронизацию решений документов территориального планирования и градостроительного зонирования и внесение сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
– создание единого информационного пространства за счет совместимости пространственных данных ГИСОГД с единой электронной картографической основой в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН и с точностью картографической основы ЕГРН;
– исключение несогласованности форматов ведения, устранение асинхронности структур и состава пространственных данных за счет установления правил ведения ГИСОГД, в том числе требований к программным и техническим средствам, к содержащейся информации и способам ее отображения.
Читайте также Как открыть замок на газовой трубе
Ни для кого не секрет, что требование о создании ГИСОГД может быть воспринято как очередное вмешательство законодателя в устоявшиеся административные процессы, а может быть и как возможность повышения эффективности осуществления градостроительной деятельности через комплексный системный подход к управлению пространственным развитием территории (рис. 4).
Рисунок 4 – Комплексный подход к управлению развитием территории
Вспомним также, что наличие ИСОГД регионального уровня в электронном виде является показателем, характеризующим степень достижения результата в части повышения уровня развития онлайн-сервисов в сфере строительства, предусмотренного целевой моделью «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» [4, п. 2.6.1 целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование»]. Это значит, что для эффективной реализации вышеупомянутой целевой модели в рекомендуемый Правительством РФ срок – до 2021 года ОИВ субъекта РФ необходимо разработать и внедрить ИСОГД в электронной форме, интегрированной с региональным порталом государственных и муниципальных услуг, что позволит перейти к межведомственному и межуровневому взаимодействию.
Что же мы предлагаем создавать в основе ГИСОГД, что представляет собой «Цифровая платформа, обеспечивающая единые пространство и требования для всех участников информационного взаимодействия»?
В основе ГИСОГД мы предлагаем создать цифровую информационную модель управления развитием территорий (ЦИМ УРТ), состоящую из комплекса взаимосвязанных информационных ресурсов и инструментов (рис. 5).
Информационные ресурсы обеспечат единое покрытие цифровыми данными градостроительной документации («бесшовность») на всей тер ритории субъекта РФ в соответствии с едиными требованиями к описанию и отображению пространственных объектов.
А инструменты обеспечат согласованность и синхронизацию решений в отношении пространственных объектов, в том числе:
– согласованность и взаимосвязанность реализации объектов социальной, коммунальной, транспортной и других инфраструктур во времени и пространстве;
– мониторинг реализации мероприятий на всех этапах их жизненных циклов от планируемого к существующему состоянию, а также оперативное регулирование качественных и количественных характеристик в зависимости от сложившейся ситуации;
– автоматизацию процессов внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документацию по планировке территории, программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры и другие;
– автоматизацию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций в электронном виде;
публичность и открытость сведений о существующем состоянии территории и планируемом развитии для жителей и всех заинтересованных лиц.
Рисунок 5 – Цифровая информационная модель управления развитием территорий
Как все начиналось
Впервые о совершенствовании информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации и необходимости информационного обеспечения градостроительной деятельности на всех уровнях власти было заявлено в Концепции ИСОГД в Российской Федерации, подготовленной ГИС-Ассоциацией при участии ИТП «Град» и партнеров [9] в ходе научно-исследовательской работы, выполненной по заказу Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» в 2005 году. В проекте Концепции ИСОГД предложено создание трехуровневой учетно-информационной системы, обеспечивающей информационную поддержку всех видов градостроительной деятельности с учетом распределения ответственностей по сбору, документированию, актуализации, обработке, систематизации, учету и хранению сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности (рис. 6).
Рисунок 6 – Концепция ИСОГД
Концепция ИСОГД предусматривает следующие важные аспекты:
– формирование ИСОГД осуществляется за счет бюджетов всех уровней с преобладанием федерального и бюджетов субъектов РФ, а функционирование системы осуществляется по принципу самообеспечения, в том числе за счет средств, полученных за подготовку и предоставление сведений;
– обязательное использование топографо-геодезической основы (базовых пространственных данных) и привязку всех данных к пространственным объектам;
– установление жестких требований ко всем картографическим материалам, используемым в документах градостроительного планирования и регулирования;
– на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных районов и городских округов должны быть созданы базы градостроительных данных с использованием развитых СУБД и ГИС;
– ИСОГД должна обеспечивать полный цикл процессов первичного формирования объектов недвижимости: от проектирования границ земельных участков до их кадастрового описания с указанием всех видов ограничения прав пользования объектом. Сформированные в ИСОГД объекты недвижимости подлежат передаче в Государственный кадастр объектов недвижимости для правоустанавливающей государственной учетной процедуры.
Концепция развивает основные идеи электронного взаимодействия и его четкой регламентации с целью дебюрократизации процедур и устранения административных барьеров.
В приложении к Концепции было приложено модельное техническое задание на разработку информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории (ИАС УГРТ) субъектов РФ [10, с. 138].
И в заключение хочется добавить
Как правило, законодательная деятельность в РФ формируется в результате нормотворчества ограниченного круга лиц, зачастую не имеющих отношение к практическому применению этих норм на местах. Ассоциативно возникает пример: в России пешеходные дорожки и тропинки прокладываются с учетом различных условий, например, необходимый нормативный минимум или удобство организации пространства с точки зрения организатора. В то время как в мировой практике уже закрепился опыт прокладывания пешеходных дорожек после того, как люди в ходе своей повседневной деятельности сформируют удобные им маршруты.
В случае совершенствования законодательства в области градостроительной деятельности в РФ пока все складывается именно так: сначала появились лучшие практики ведения ИСОГД, а затем стали рассматриваться предложения для изменения законодательства. Одним из примеров лучших практик является ИСОГД Тюменской области, ставшая в 2014 году финалистом ежегодного градостроительного конкурса, организованного Министерством строительства РФ, в номинации «Лучшие практики внедрения IT-технологий в градостроительной деятельности» [11], а в 2017 году – типовой ГИСОГД, размещенной в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (Идентификационный номер – 10.0303362.121.01), которую ОИВ субъекта РФ может использовать для создания ГИСОГД [12].
Источник: