Пасха – самый главный христианский праздник. В 2023 году он будет отмечаться 16 апреля.
На первый взгляд может показаться, что история праздника насчитывает около 2000 лет – с того самого дня, когда Христос воскрес. Но на самом деле празднику Пасхи более 3000 лет. И отмечают его не только христиане, но и евреи. О том, почему это произошло, мы расскажем прямо сейчас.
Что такое Ветхозаветная Пасха
Это самый важный еврейский праздник, посвященный Исходу евреев из Египта. Его также называют Праздником Опресноков или Пасхой (отсюда и происхождение слова «Пасха»). Его праздновали с 14 по 15 число месяца нисана в течение семи-восьми дней.
Нисан в еврейском календаре — первый месяц библейского года. Это примерно соответствует нашей мартовско-апрельской весне. По сей день израильтяне отмечают этот день каждый год. При этом для них Песах занимает едва ли не главное место среди всех важных дат.
Чтобы понять, почему это произошло, мы должны обратиться к библейской истории. Много веков назад Иаков, внук Авраама и родоначальник евреев, из-за голода переселился со всем своим родом в Египет, где и остались его потомки, постепенно формируя еврейский народ.
Число быстро росло, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить иудеев, он приказал сначала привлекать их к тяжелым стройкам, постепенно закабаляя их: «Египтяне жестоко заставляли сынов Израилевых работать и делали горькою жизнь их тяжелыми работами на глине и кирпиче и всякими работами поле» (Исх. 1:13-14), а затем приказал убить всех их новорожденных младенцев. Спасся только будущий пророк Моисей.
Позже Бог призвал его пойти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную. Фараон долго не хотел этого делать. Затем Бог послал на свой народ десять казней — так называемые десять казней египетских.
После последней, когда ангел убил всех первенцев египетского народа (включая сына правителя), фараон окончательно отпустил евреев. Но когда они уже достигли берегов Красного моря, он послал за ними войско, чтобы вернуть их. Потом по воле Божией море расступилось, и евреи по дну перешли на другой берег, а когда египетское войско бросилось их догонять, море сомкнулось, и все воины погибли. Так произошел исход еврейского народа из Египта.
Песах или Пасха: что отмечают христиане
Пасха, несомненно, самый важный христианский праздник. Отмечается он, как ни странно, примерно в те же дни, что и евреи празднуют Песах. И такое совпадение не случайно, ибо Христос воскрес именно в день опресноков.
Бездрожжевой хлеб – это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Запрещается есть хлеб из теста, смешанного с зерном и подвергающийся брожению, на еврейскую Пасху: семь дней ешьте опресноки; С самого первого дня уничтожай закваску в доме твоем, ибо кто будет есть закваску с первого дня до седьмого дня, истребится душа та из среды Израиля (Исход 12:15).
Получается, что два праздника совпали: именно поэтому слово «Пасха» так созвучно изначальному еврейскому «Песаху». Причем это совпадение весьма символично.
Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен быть «бесквасным», то есть очищенным от всех греховных нечистот, брожения, как пишет апостол Павел: наш, Христос, за нас убит. Посему будем праздновать не на старой закваске, не на закваске порока и зла, но на опресноках чистоты и истины (1 Кор. 5:7-8). Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет – он может только подсохнуть.
Значение слова «Песах»
Значение этого слова связано с агнцем (барашком), которого готовили на пир: пусть в эту же ночь едят мясо, запеченное на огне; с опресноками и горькими травами (Исход 12:8). Судя по дошедшим до наших дней источникам, косяки дверей были помазаны кровью этого агнца во времена Христа, и собственно благодаря этому деянию праздник и стал называться Пасхой.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пассах, что означает «проходить». А кто прошел? Ангел, который во время последней египетской чумы убил всех первенцев, но не входил (то есть проходил мимо) в те дома, косяки дверей которых были помазаны кровью агнца.
Тогда Моисей созвал к себе всех старейшин Израиля и сказал им: выберите и возьмите агнцев по племенам вашим, и заколите на пасху! и возьми пучок иссопа, и обмакни его в кровь, которая в кадке, и помажь перекладину и оба косяка двери кровью, которая в кадке, но не выходи за дверь дома твоего до утра. И пойдет Господь поразить Египет, и увидит кровь на перекладине и на двух косяках дверей, и пройдет Господь мимо дверей, и не впустит губителя в домы ваши, чтобы поразить (Исход 12:21-23).
x1952-167, Знаки на двери, Художник: Тиссо, Фотограф: Джон Парнелл, Фото Еврейский музей, Нью-Йорк
Пасха в Ветхом завете
Описание Пасхи в Ветхом Завете дает архимандрит Никифор Бажанов, известный священник Русской Православной Церкви XIX века (1832-1895.):
Пасха в Ветхом Завете (от древнееврейского глагола passah — проходить) (Втор. XVI, 2-6, Исх. XII, 3-20, Лев. XXIII, 5-8, Числа XXVIII, 16-25) — самая важный еврейский праздник, связанный с Праздником Опресноков и помещаемый в середину первого месяца (Авив, или Низан, соответствующий второй половине весеннего марта и первой половине апреля).
Этот праздник установлен Господом перед исходом израильтян из Египта в то время, когда фараон, несмотря на прежние казни, ниспосланные Богом на народ Египта, не позволил израильтянам выйти в пустыню, и Господь объявили последнее и самое суровое наказание — смерть первенца от первенца фараона до первенца раба и всего первородного скота.
И сказал Господь Моисею и Аарону: Пусть этот месяц будет для вас началом месяцев! пусть это будет ваш первый между месяцами года. В десятый день этого месяца пусть возьмут себе одного агнца, по семьям, по одной овце на семью. У тебя должен быть ягненок без порока, мужского пола, одного года; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут кровь его и елей с косяков дверей и с косяков домов, где едят.
Пусть они едят его плоть этой ночью, испеченную в огне; Пусть едят его с опресноками и горькими травами. Не оставляй его до утра (и не ломай ему костей); а что останется от него до утра, сожги в огне. Тогда ешьте его так: оставьте чресла ваши препоясанными, обувь вашу на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте его поспешно! это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; С первого дня истребите закваску в их домах. Сохрани это как закон для себя и для своих сыновей навеки.
Когда войдешь в землю, которую Господь дает тебе, как говорит, держи это служение. И когда ваши дети говорят вам: Что это за служение? Вы скажете: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда победил египтян и спас наши дома (Исх. Мос. XII, 2-27). Почитание иудейской Пасхи со стороны язычников было настолько велико, что вошло в обычай отпускать на Пасху одного узника по наставлению народа (Мф. XXVII, 15).
Господь Иисус Христос праздновал Пасху в Ветхом Завете в последний раз перед Своими страданиями. Ученики спросили Господа: где Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: Идите в город! там встретишь человека с кувшином воды, и пойдешь за ним, и где он войдет, скажи хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, где он ел бы пасху с учениками своими? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовь нам пасху.
Когда же настал вечер, Сам Иисус пришел в Иерусалим и в горнице, приготовленной по Его указанию, лег с апостолами на трапезу. И сказал им: желал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть его, пока оно не совершится в Царствии Божием (Лук. XXII, 8-16).
Во время ужина Иисус встал из-за стола, снял верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; затем влил воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам и вытирать их полотенцем, которым был завернут. Этим Он показал им пример глубочайшего смирения и в то же время, что один из учеников Его был нечист, ибо знал своего предателя (Ин. XIII, 11).
Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто из них предаст Его, — это тот, кому, обмакнув, дал кусок хлеба, — Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас ушел. Но Сын Человеческий грядет, говорит Господь, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; Лучше бы этому человеку не родиться (Мф. XXVI, 24).
С Христом остались только верные ученики. И Господь устанавливает высшее новозаветное таинство Святой Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, Новый Завет, за многих изливаемый во оставление грехов. Сие творите в воспоминание обо мне» (Матфея XXVI, 26-28, Луки XXII, 19).
Вот как Господь установил святейшее таинство в Евхаристии или Вечере Господней. Поэтому Господь открыл ученикам, что Он недолго будет с ними, и дал им новую заповедь любви — любить друг друга, как Сам возлюбил учеников, дал им новое наставление смирения; Петр предсказал троекратное отречение от Него; Он укреплял их в вере и утешал в разлуке с собой высшими надеждами и обещаниями. Вечеря Господня завершалась псалмами (Мф. XXVI, 30-35, Марка XIV, 26-31, Луки XXII, 31-38, Иоанна XIII, 33-38 и XIV-XVII).
Как евреи отмечают Песах
Это семейный праздник. В столовой накрыт широкий стол, на который поставлена чаша с соленой водой – она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь макал опресноки, которые потом подавал предателю Иуде (Ин. 13:26–27).
Также на пасхальный стол поставьте тарелку с горькими травами: луком, цикорием, хреном, чесноком. Во время трапезы евреи съедают их до слез. Так празднуется память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить всех новорожденных еврейских младенцев в водах Нила (Исход 1:22). Кроме того, готовили пасту из фиников, орехов и граната. Его цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывают на столе в три стопки, между которыми кладут салфетки. Эти три ряда опресноков символизируют, что в этот торжественный вечер упраздняются три социальных слоя еврейского общества — богатый, средний класс и бедняк: каждый еврей, независимо от достатка, возраста и пола, должен был участвовать в святом еда.
И сказал Моисей: пойдем с детьми нашими и старцами нашими, с сыновьями нашими и дочерьми нашими, и с овцами нашими, и со скотом нашим, пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» (Исход 10). :9). Если семья была бедна и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник, поделившись с другой семьей.
В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставят четыре чаши вина, разбавленного водой, символизирующие четыре обетования, которые Бог дал евреям во время их исхода из Египта: Так скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига египтян, и освобожу вас от рабства их, и мышцею простертою и судами великими спасу вас; и возьму тебя к народу Моему, и буду твоим Богом, и ты узнаешь, что Я Господь, Бог твой, Который привел тебя [из земли Египетской] под иго Египетское (Исход 6:6) -7).
Глава семейства берет первую чашу вина и благодарит Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод виноградной лозы!» После этого сосуд передается по кругу, и все отпивают немного вина. Затем младший из присутствующих (во время Тайной вечери это был апостол Иоанн Богослов) задает старцу за столом священный вопрос: «Что все это значит?», и ему рассказывают историю исхода израильтян из Египет. При этом читали или поют два псалма – 113-й и 114-й, которые относятся к этим событиям, и ели горькие травы.
После того, как вторая чаша была обнесена по кругу, глава трапезы взял пресный хлеб, разломил его надвое и возблагодарил: «Благословен Господь наш, Царь мира, сотворивший хлеб из земли. » После этого хлеб был разделен между всеми присутствующими. Затем следовал черед агнца, затем выпивали третью чашу, пели псалмы 114-117, а четвертая чаша вина завершала пиршество.
По окончании трапезы все уходят. В Иерусалиме они поднимаются на Елеонскую гору, где продолжают праздновать с другими семьями.
Источник: