Имя этого епископа могло быть потеряно для истории, так и не обретя вечной славы среди толпы святых. Монархия не любила упоминать о непокорных. А в годы атеизма была уничтожена память о тех, кто стоял на страже чистоты истинной веры. Однако по воле Божьей епископ Арсений был канонизирован, и сегодня он считается мучеником, ревностным проповедником и борцом за права православной церкви в XVIII веке.
Православное воспитание
Арсений Матичевич, настоящее имя которого было Александр, происходил из семьи польских дворян. Он родился в семье православного священника в 1697 году. Родным городом Мацеевича был Владимир-Волынск. Источники утверждают, что начальное образование мальчик получил в Польше. В 1715 году он отправился учиться в Киевскую духовную академию, которую успешно закончил.
Иеромученик Арсений, митрополит Ростовский.
Получив впоследствии сан иеромученика, Арсений отправился в дальнее путешествие. Он посетил Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь. В рамках своих путешествий отец Арсений встречался с заключенными старообрядцами и проводил с ними долгие беседы. Результатом этих бесед стала его работа «Увещевание к раскольникам».
В течение следующих четырех лет он бороздил просторы России с экспедицией на Камчатку. По возвращении его послали к Амвросию (Юшкевичу), члену синода, который в то время находился среди высшей церковной иерархии.
Эта встреча оказала значительное влияние на дальнейшую судьбу Арсения. Он стал митрополитом Тобольским и всей Сибири. В своей новой роли святитель вел мощную борьбу против угнетателей новокрещеных нерусских жителей Сибири и твердо требовал, чтобы светские суды не вмешивались в дела церковного характера.
Это интересно: биография и творчество Андрея Рублева
Проповеди и богословские труды
Арсений Мацевич был известен как блестящий проповедник. Он активно проповедовал при дворе с 1742 по 1761 год. По словам Евгения (Болховитинова), 7 его проповедей были опубликованы при его жизни, в 1742, 1744 и 1749 годах. Сейчас известно о существовании 12 томов рукописных копий его проповедей 1746-1761 годов в библиотеке Свято-Троицкой лавры.
Известны также труды Арсения Матицевича против раскола и раскольников. К ним относятся: «Уведомление» раскольничьему игумену Иоасафу (1734), предисловие к изданию, переработанному им, «Обличение несправедливости раскольников» архиепископа Тверского Феофилакта (1745), «Окончание обличения раскольничьих ответов, данного преосвященным в 1723 году».
Против лютеранства было написано его сочинение «Реплика против лютеранского памфлета под названием Молот», которое Филарет (Гумилевский) датирует примерно 1745-1753 гг.
Миссионерская деятельность Арсения Матицевича оценивается неоднозначно:
Взгляд автора (Арсения Матицевича) «Прибавления» на характер отношений к расколу отличался суровостью, доходящей до жестокости. По мнению автора, диссиденты, как враги церкви и государства, должны быть уничтожены и ликвидированы мечом, как духовным, так и гражданским, чтобы устранить всякую возможность распространения и укрепления диссидентства; Истребление раскольников должно производиться с большей тщательностью и настойчивостью, чем истребление евреев и других еретиков, проживающих в России, если последние (т.е. все еретики), поскольку они рождены во зле, не приводят православных к вере и не вредят Церкви и государству; раскольники заслуживают не только вечных, но и временных пыток и казни.
Владыка обнаружил, что среди ростовской паствы много раскольников, что из-за отсутствия школ народ пребывает в глубоком невежестве, а духовенство не находится на высоте своего призвания. Митрополит Арсений сразу почувствовал, что Церковь должна быть воспитателем народа.
Он много работал в сфере народного образования, был ревностным проповедником и горячим защитником православия против лютеран и раскольников. В борьбе с последним он вел себя как человек своего жестокого времени, больше полагаясь на грубую силу. Хотя сам он был силен, он не мог пощадить своих противников, когда против него ополчились сильные мира сего. <…> Когда речь шла о богатых и уважаемых раскольниках, он своей властью надолго заключал их в тюрьму, несмотря на жалобы, поданные на него религиозными и светскими властями. </…>
Членство в Синоде
Однако суровые климатические условия Сибири очень пагубно сказались на здоровье митрополита — он заболел цингой. Когда на престол взошла Елизавета Петровна, Мацевич был переведен в собор в Ростове. В этот же период он был назначен членом Священного Синода. Получив определенную власть и влияние, епископ Арсений начал выражать свой протест против существующей синодальной системы. По его мнению, мирские чины не должны присутствовать в синоде, и вообще, синодальная система не имеет канонического основания.
Важно, что Мацеевич настаивал перед Екатериной II на необходимости восстановления патриаршества. Первым письменным свидетельством его протеста против светской власти того времени стала записка митрополита «О церковном благочестии».
Напряженность между Арсением Матицевичем и нынешней монархией и государственной администрацией еще более усилилась, когда начали издаваться указы, ограничивающие права на землю для монастырей и церквей. Эти нововведения были негативно восприняты духовенством высшей иерархии.
9 февраля 1763 года в Ростове состоялось отлучение от церкви всех тех, кто осмелился нарушить права церквей и монастырей, лишив их того, что было принесено в дар «боголюбцами» в прошлые века. Такую дерзость со стороны святого императрица терпела недолго.
Икона Арсения Матвеевича, митрополита Ростовского
Кульминация наступила, когда Арсений сделал два доклада синоду, о чем немедленно доложили царице, назвав митрополита оскорблением ее величества. Екатерина II приказала синодальному суду разобраться с неугодным епископом. Суд признал Арсения виновным и приговорил его к ссылке в Николо-Корельский монастырь. Митрополит был понижен в звании до простого монаха.
Реабилитация и канонизация
28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором как лишенный сана святого по политическим причинам был восстановлен в сане епископа.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в августе 2000 года постановил причислить священномученика Арсения Ростовского к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Есть праздник в честь святого мученика Арсения Ростовского (12 марта в високосный год, 13 марта в високосный год).
Неканоническая УПЦ-КП канонизировала Арсения Матвеева как новомученика на Поместном соборе 2004 года.
Использованные материалы
Согласно другим источникам в 1696г.
Напечатано в «Православ. Собеседник» 1861, т. III.
В старых документах его фамилия писалась и с Е, и с И; такая вариативность в написании фамилий была нередкой.
ЧОИДР.1862.Книга II. Смешанный. С.3 — П.В.Знаменский, «Приходское духовенство в России», СПб, 2003, С.595
П.В. Знаменский, «Приходское духовенство в России», Санкт-Петербург, 2003, с.594.
Отрывок из Чистович, «Теофан Прокопович», с. 386-407
Обч. В «Чтениях Московского исторического общества», 1862, тт. II и III
Труды
Известны следующие произведения Владыки, опубликованные при его жизни:
- «Увещевание» к раскольническому игумену Иоасафу;
- Рассуждения в день Петра и Павла;
- Слово в день восшествия Елизаветы на престол;
- ‘Донос на Феофила от Померанцев отвечает’.
После смерти святого были опубликованы следующие:
- Дополнение к обличению раскольнических ответов, предложенное Выгорецким пустосвятом в 1723 году;
- Отчеты Арсения перед Священным Синодом.
Сохранились также рукописи проповедей Матичевича.
Его мужество и внутренняя сила удивительным образом сочетались со смирением перед лицом страданий. Проведя последние земные дни в тесном каменном шкафу, Арсений ни на минуту не усомнился в правильности своих действий. В конце концов, Бог всегда был для него на первом месте, и ради Его имени он сознательно принимал пытки, защищая ортодоксальность до последнего вздоха.
Иеромученик Арсений (Матвиевич), митрополит Ростовский
Дни памяти и мощи
Память его совершалась 28 февраля по старому стилю святой мученицы Арсении Ростовской. По новому календарю в високосном году это 12 марта, а в невисокосном — 13 марта.
Важно! Украинская православная церковь канонизировала Матвиевича как новомученика в 2004 году.
Святые мощи митрополита Ростовского Арсения покоятся в церкви Святого Николая в Таллине, на улице Вена, 24.
Почитание
Вся жизнь митрополита Арсения была борьбой с инакомыслящими и вольнодумцами. О нем говорили, что он был человеком сдержанным и очень строгим. Сила характера, упрямство и глубокая вера в правоту своего дела не позволили ему сломаться под давлением царского недовольства и восстания единоверцев. Он оставался непоколебимым в своих взглядах до конца жизни.
Как проповедник и просветитель, Арсений Мацеевич много сделал для народа. В своей борьбе с раскольниками он часто полагался больше на эффективность грубой силы, чем на убеждение. И хотя его предшественник Дмитрий Ростовский действовал совсем иначе, Владыка глубоко почитал святого и даже помог вернуть его мощи.
Мощи Арсения Матвеевича находятся в Никольской церкви в Таллине.
Но главным фактором, определившим трагическую судьбу Матицевича, был все же протест против конфискации монастырских земель. Простой народ любил своего приходского священника и питал к нему большую привязанность, считая митрополита честным, правдивым защитником справедливости.
Интересно!!! Через несколько столетий Поместный собор РПЦ восстановил епископское достоинство Арсения Матвеева, поскольку он был лишен его по политическим причинам. В 1918 году совет состоялся в июне. Он был прославлен в 2000 году и теперь почитается православными как святой мученик.
Источник: