Жизнь Исаака Сирина была полна аскетического милосердия. В уединении он исследовал глубины собственной души и работал над созданием христианских учений. Они написаны с большим знанием человеческой психологии. В них можно найти советы по самосовершенствованию, суждения, методы духовного управления, анализ греховных состояний, справедливость.
Краткое жизнеописание
Исторических сведений о его жизни известно немного. Его биография часто противоречива. Тёзка христианского богослова, Исаак из Сполето, жил в пятом веке и был полемистом. Истории из его жизни часто приписывались Исааку Сирийскому.
Происхождение
Достоверные сведения о жизни святого содержатся в биографии, найденной позднее (1719 год). Она написана на арабском языке, автор неизвестен. Фактов из его жизни немного, но они помогли определить личность Аббы. Биография аскетического писателя была завершена в 1896 году аббатом Шабо, который опубликовал труды историка и епископа Басры, жившего в восьмом веке.
Исаак родился в Ассирийском царстве. Это было на территории современного Ирака. Святой родился в шестом веке в богатом древнем городе Ниневии. Исаак провел свою юность в учебе. Он и его брат жили высоко в горах в древнем монастыре Мар-Маттай (северный Ирак), который был основан в 363 году. Монастырь располагался на вершине горы Алаф недалеко от города Ниневия. Монастырь располагался на вершине горы Альф недалеко от города Ниневия, а сейчас находится всего в 20 км. от города Масул.
Житие
Братья приняли монашеский постриг. Они выделялись среди монахов своими духовными дарами. Брат стал аббатом монастыря. Исаак избегал человеческого общества. Его выбором было молитвенное уединение и молчание. Он покинул монастырь и удалился в уединение.
Отшельнический подвиг
Живя в уединении, Исаак Сирин делал то, чего требовала его душа. Он постоянно молился, много читал, учился и постился. Он ел очень мало, три раза в неделю. Его пища состояла из воды, овощей и хлеба. Святую часто посещали озарения. Он систематически записывал их.
Дальнейшая судьба
Святость жизни Исаака требовала уважения. Они умоляли его стать епископом Ниневии. Он поступил в монастырь в Беф-Абе. Он управлял паствой в качестве епископа всего пять месяцев. Многие люди не хотели видеть его своим пастырем из-за его развращенной морали.
Придерживаться морали народа было трудно для священника, и он страдал. Ему было трудно разрешать споры, возникавшие между горожанами. Одно судебное дело (оно описано в жизнеописании святого) стало последней каплей. Исаак сложил с себя полномочия и покинул город.
Некоторые источники указывают, что эту часть своей жизни он провел в пустыне, другие упоминают горы. Святой умер в стенах монастыря Раббан Шабур. Точная дата его смерти неизвестна. Историки предполагают, что святой умер в седьмом веке.
К концу жизни он ослеп. Его последние литературные произведения были написаны с его слов его учениками. День памяти святого в Русской православной церкви отмечается 28 января по старому стилю (10 февраля). Исаак Сирийский почитается в Сиро-Якобинской православной церкви и Ассирийской церкви Востока.
Значение в православии
Труды Исаака Сирина были популярны на православном Востоке и среди западных католиков. Они представляли особый интерес для византийских монахов. В России его работы стали известны в XIV веке. Основными темами учения преподобного Исаака были:
- Пределы духовного пути;
- Созерцание Бога в молитве;
- заключительные этапы духовного пути.
Во втором томе сочинений самым выдающимся произведением среди христианских сочинений является рассуждение о Кресте Господнем. Труды Исаака Сирина ставят его в один ряд с другими Отцами Церкви.
Творческое наследие
Не все тексты Исаака дошли до наших дней. Он был очень плодовитым писателем. Согласно заявлению Абед-Йезу (литературному, XIV век), было написано 7 томов, 3 из которых в настоящее время находятся в научном обороте. Труды преподобного Исаака были адресованы мирянам, отшельникам, монахам и всем верующим во Христа. Все тексты были на сирийском языке. В восьмом-девятом веках они были переведены на греческий язык монахами лавры Святого Саввы. Переводы на другие языки появились позже.
Язык | Век |
Грузинский | X |
Славянский | Pre-XIV |
Латинский | XV |
С латинского языка Исаак Сирин был переведен на французский, испанский, португальский и итальянский языки в 15-16 веках.
Нравственно-аскетические труды
На трудах преподобного Исаака церковнослужители учились и продолжают учиться тому, как достичь религиозного и нравственного совершенства. Цитаты из его произведений использовали святые отцы в своих трудах.
Воспламенение ума в духовной пустыне
Книга «Воспламенение разума в духовной пустыне» содержит переводы первого Слова из первого тома, которых всего 82. Помимо Слова, в книгу включены:
- Сирийский текст;
- Канонический славянский текст первого трактата;
- Предисловие;
- библиография;
- Научный аппарат (глоссарий терминов, указатели, карты);
- Вспомогательные материалы и комментарии.
Путь в жизнь вечную
В этих текстах великий аскет объясняет тонкости духовной жизни, рассказывает об опасностях, подстерегающих христианина на пути к совершенству, и учит, как их преодолеть, а также описывает радость свободы от страстей. Священные писания представлены в главах:
- О терпении.
- О молитве.
- О любви.
- О вере и надежде.
- Заповеди Божьи.
- Ангелы.
- О страстях.
- Страх Божий.
- О добродетелях.
- О посте.
- О покаянии.
- Страсти Геенны.
- О смирении.
- О скорби.
- Об искушении.
- О Боге и человеке.
- О слезах.
- О благодарности.
- О воскрешении.
Земная жизнь, по словам преподобного отца, — это период младенчества, духовного созревания. Отношения между Богом и человеком — это отношения отца и детей. В будущей жизни раскрывается весь потенциал личности человека. Смерть находится на границе между двумя жизнями: земной и будущей. Символом смерти для Исаака является суббота; он призывает нас не бояться ее. Он недолговечен по сравнению с вечностью.
Слова подвижнические
Сборник содержит краткие изречения о подвижнической жизни. Он делится с верующими своим опытом аскетической жизни. Наставления даны в краткой, емкой форме и посвящены трем темам:
- работа над собой для духовного роста;
- уход от мира как способ приблизиться к Богу;
- страх Божий.
Три мистических трактата, не вошедшие в греческий перевод первого собрания
Слова 71, 75, 76: «О действии благодати», «О скрытых степенях, и о силах и делах в них» и «Краткие главы» не включены в греческий перевод.
Подвижнические наставления
Это книга проповедей. В ней преподобный Исаак рассуждает о жизни в Боге и аскетизме. Очень живо и ясно святой говорит на темы, важные для каждого христианина:
- смирение;
- покаяние;
- изумление;
- экстаз;
- формы молитвы;
- общение и уединение.
О божественных тайнах и о духовной жизни
Название сборника заимствовано из каталога восточносирийских писателей (13 век). Он был посвящен тем, кто посвятил свою жизнь Богу, «оставил мирскую жизнь» и удалился в монастырь, обитель или скит. Издательство располагалось в монастыре Зачатия. Книга «О Божественных тайнах и духовной жизни» содержит переводы текстов из II тома преподобного Исаака Сирина, выполненные игуменом Иларионом. Издание включает тексты о молчании, молитве, почитании Креста, созерцании и мистическом озарении, а также о любви Бога к человеку.
О знании. Избранные главы
Третье Рассуждение (том 2) было переведено с сирийского языка аббатом Иларионом, епископом Вены и Австрии. Полный текст содержит 400 глав, которые известны как «главы о знаниях».
Сборники
Посвятительные тексты из первого тома переиздавались много раз. Книги пользовались постоянным спросом. Переводы вновь обнаруженных рукописей издавались большими тиражами и хорошо продавались.
Азбука духовная
Книга содержит подборку высказываний преподобного Исаака Сирина, сгруппированных по темам: апостолы, гордость, исцеление души. Читая «Азбуку духовности», христианин учится понимать конечную цель аскетических подвигов, постигает смысл молитвенного созерцания Бога.
Преподобный Исаак Сирин (изборник)
В сборнике приводится краткое описание жизни преподобного Исаака Сирина. Ознакомьтесь с текстами поучений святого отца. Они содержат глубокие психологические знания, которые святой постигал во время уединенного изучения своей души. Все заповеди основаны на практическом опыте отшельника Исаака Сирина.
Призывай непрестанно Бога. По творениям преподобного Исаака Сирина
В этом сборнике собраны изречения великого подвижника и отшельника Исаака Сирина о молитве. Аскетические тексты Слова открывают читателям истину о том, как общаться с Богом через молитву, воспламенять любовь к Господу и находить опору жизни в постоянном изучении Священного Писания.
Симфония по творениям преп. Исаака Сирина
Книга содержит отрывки из многочисленных писаний святого Исаака: ангелы (слово 57), беседы (слово 12, слово 89), бесстрастие (слово 48), благодарение (слово 85), благость Божия (слово 90). Слова, обозначающие степень знакомства:
- плотский;
- духовный;
- созерцание.
Сотницы
Подборка его работ — Столетние и Вторые столетние писания — вошла в книгу «Сто столетий святых отцов».
Почитание памяти святого
Святой почитается в конфессиях восточного христианства; Исаак Сирин канонизирован православной и персидской церквями. Многие труды святого были переведены с греческого на славянский язык монахом Паисием Величковским. Аскет и отшельник почитается как учитель и руководитель монахов. Праздник Ниневийского святого приходится на 10 февраля по новому стилю.
Тексты
Тексты службы Похвалы (строфы, ст. 4, Похвалы, ст. 5) святому учителю безмолвия были переложены отшельником Оптинского скита. Кондак и тропарь составлены монахиней Киприаной (остров Патмос, Благовещенский монастырь).
Тропарь
«Ты хорошо служил в городах и процветал в пустынях, Исаак, ты стал руководителем монахов и учителем подвижников; по этой причине мы монашествуем в твою память, мы ныне взываем: слава прославившему тебя Христу, слава освятившему тебя, слава давшему нам тебя, искусного заступника».
Кондак
«Мы превозносим тебя как божественного иерарха и преподобного, основателя пустыни, святого Исаака Священника, нашего заступника. Как бы имея дерзновение пред Господом, молись за всех, кто поклоняется тебе и взывает к тебе: «Радуйся, Отче Божий».
Величание
«Тех, кто свил гнездо на горах счастья и научил любящую пустыню паству обитать на небесах, тех, кто удалился от вопля греха и показал восхождение добродетели, пути света и прямые линии, образы молитвы и покаяния, небесных орлов Церкви с огненными крыльями, Ефрема радостного и Исаака мудрого, мы превозносим в песне и призываем их: Приблизься к нам, отцам, с высоты своего смирения и сделай так, чтобы наша бедность уменьшилась, компенсируя скудость наших дел обильными молитвами».
Канон
«Славный в море, Ты проложил путь людям, сотвори для нас небесную свиту и дай нам воспеть Тебе, Господи, новую песнь». Пустыня Сирийская процветающая, пастырь мудрейших жителей Ниневии и податель святой тишины, в псалмопениях благочестивого Исаака восхваляем, вернись, помощник душ наших горячий!»
Иконография
Труды Исаака Ниневийского широко известны, но живописных изображений его мало. Хорошо сохранившееся изображение святого есть в рукописи 1389 года «Слова на постника Бога Исаака Сирина». На миниатюре, выполненной в традициях византийской живописи, преподобный одет в рясу цвета светлой охры и монашескую мантию.
На плечах преподобного отца Исаакия — ряса с аналоем, а на голове — белая лента с черными полосами, по форме напоминающая тюрбан. У святого было вытянутое лицо, его узкая борода доходила до груди. Преподобный поднял правую руку в жесте благословения, а в левой руке он держит свиток. Свиток открыт, и видны начальные строки Аскетического Слова.
Образ Святого Отца можно найти на фресках в монастыре Портат (Афон), Успенском соборе Московского Кремля. На современных иконах Исаак Сирин изображается сидящим с открытой книгой. Преподобный вписал в него слова: «Страх Божий — начало добродетели».
Источник: