Житие преподобного Иосифа Волоцкого

Среди множества православных святых есть несколько поистине выдающихся личностей, оставивших свой след в истории государства. Один из них — основатель валашского монастыря преподобный Иосиф, который прославился не только как церковный деятель, но и как публицист и мыслитель. Жизнь этого святого, его идеи и труды будут интересны и поучительны для каждого православного христианина.

Житие святого Иосифа Волоцкого

Существует довольно много информации о жизни святого Иосифа. Первые незначительные заметки о святом появились вскоре после его смерти. Чуть позже его племянник и ученик валашский святой Досифей написал «Восхваление».

Существует также три версии жития святого. Первые появились уже в 1546 году. Он был составлен епископом Коломенским Саввой Черным по благословению митрополита Московского Макария. Вторая и третья версии «Жития Иосифа» появились в конце XVI века.

Происхождение

Сведения о точной дате рождения святого разнятся. Считается, что это произошло 14 ноября 1439 или 1440 года.

Будущий монах Иосиф родился в знатной семье Иоанна и Марины Саниных и был крещен, как и его отец, Иоанн. Местом рождения Иоанна Санина была деревня Язвище под Волоколамском, принадлежавшая семье Саниных. Предки святого пришли в Россию из Литвы. Язвище было подарено прадеду Иоанна Александровича Санина московским князем за верную службу.

Родители монаха были глубоко религиозными людьми. Позже они оба приняли монашеский постриг — отец под именем Иоанникий, мать — Мария.

С детства Джон проявлял интерес к учебе. В возрасте 7 лет он уже научился читать. Первым учителем мальчика стал ученый старец Арсений Леженка из Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря. Любознательный, одаренный мальчик смог выучить наизусть Книгу Псалмов, а затем и все Священное Писание в течение года. В результате в возрасте девяти лет Джон стал лектором в монастырской церкви.

Послушничество

Любовь к Богу заставила Иоанна отказаться от мирской жизни. В возрасте 20 лет молодой человек покинул родительский дом и отправился в скит, принадлежащий Саввину монастырю в Твери.

Его наставником был старец Варсонофий. Хотя Варсонофий имел репутацию строгого аскета, поведение монахов не соответствовало представлениям Иоанна о монашеской жизни. С благословения своего наставника юноша поступил в Боровский монастырь к монаху Пафнутию, который 13 февраля 1460 года постриг Иоанна в монашество, нарекая его Иосифом.

Через некоторое время монашество приняли его братья, племянники и родители. Мать юноши удалилась в Власьево-Волоколамский монастырь, а его отец приехал в монастырь, чтобы увидеть сына. Отец святого последние 15 лет своей жизни тяжело болел, и юноша выхаживал его, возвращая здоровье.

Рукоположение в сан иеромонаха

Преподобный Пафнутий умер в 1477 году, завещав пост игумена своему любимому ученику. После рукоположения Иосифа в иеромнихии он стал игуменом монастыря. Новый игумен решает установить для монахов более строгий монашеский порядок, но монахи отвергли его намерения. Затем монах покидает монастырь вместе со старцем Герасимом Черным.

В течение нескольких месяцев святой Иосиф скитался из одного монастыря в другой. Монах пытался найти монастырь, который соответствовал бы его представлениям о монашеской жизни.

В это время братья Боровского монастыря обратились к великому князю Иоанну III с просьбой назначить нового игумена. Но принц категорически отказался их принять. Иосиф вернулся в свой монастырь, но к маю 1479 года снова покинул его.

Устав Волоколамской обители

Вместе с несколькими другими монахами игумен отправился в родной Волоколамск, где решил основать собственный монастырь, чтобы устроить жизнь монахов в соответствии со своими представлениями о монашеском служении.

Заручившись поддержкой и помощью валашского князя Бориса, отец Иосиф начал строительство монастыря Успение-Дзвица, которое было завершено 15 августа 1484 года. Новыми обитателями валашского монастыря стали бывшие монахи из монастыря Пафнутий, валашские землевладельцы, простолюдины и беглые крепостные. Позже к монахам присоединились бывшие монахи, приближенные к принцу.

Монах Иосиф составил специальный Устав, которому должны были подчиняться все монахи. Среди основных положений Хартии были:

  • непрестанный труд;
  • строгое послушание;
  • …постоянные молитвы Иисуса; ..;
  • …и написанием благочестивых трактатов.

Согласно уставу, личных вещей не было. Вносить какие-либо вещи в свою келью можно было только с благословения настоятеля. Эти правила распространялись даже на иконы и богословские книги.

Доходы монастыря использовались на благотворительность и помощь нуждающимся во время голода. Иосиф Воломинский помогал всем страждущим. За советом приходили не только монахи, но и миряне. Бояре и князья приходили к нему за наставлениями.

Святой подавал братьям пример монашеского послушания, выполняя тяжелую работу весь день и неустанно молясь по ночам. Многие из учеников игумена стали архиепископами и епископами, а двое из них — Даниил и Макарий — стали митрополитами Московскими.

Борьба с ересью жидовской

Деятельность валашского игумена не ограничивалась стенами монастыря. Святой активно участвовал в религиозной и политической борьбе против кикской ереси.

Еретики отрицали Святую Троицу, божественную природу Иисуса Христа, идею посмертного воскресения и многие другие православные догматы. Кроме того, кикиты-отступники выступали против института монашества и иконоборчества.

Кикская ересь была особенно широко распространена в Новгороде и Москве. Это ложное учение нашло большое количество приверженцев, среди которых были князья и даже священнослужители.

Святой Иосиф призывал к самому суровому обращению с еретиками. Он считал, что даже тех, кто раскаялся, нельзя прощать по подозрению в обмане. Поэтому все еретики должны быть заключены в тюрьму. А для упорствующих еретиков он требовал смертной казни.

Волоцкому святителю удалось добиться созыва церковного собора, который состоялся в 1504 году. По решению совета четыре еретика были приговорены к сожжению. Такое непримиримое отношение Иосифа к еретикам было связано с тем, что святой видел в них серьезную угрозу не только для православия, но и для всей Руси. Он рассматривал иудейскую ересь как угрозу духовному единству Руси.

Творчество

Иеромнич Иосиф занимался не только церковной, но и просветительской деятельностью. Из-под его пера вышли такие богословские труды, как:

  • «Просветитель»;
  • Трактат о защите монастырской собственности под названием «Святые церкви Божьи не должны быть обижены»;
  • «Хартия;
  • Около 30 посланий различным людям: великим князьям, духовенству.

Самой важной работой святого считается его книга «Просветитель», в которой он опровергает лжеучение еретиков, основываясь на текстах Ветхого Завета.

Кроме того, в этом трактате отец Иосиф в доступной форме объяснил все важные православные догмы. Таким образом, «Просветитель» стал настоящим справочником для христиан, став одним из самых популярных произведений 15-17 веков.

Кончина

Последние годы жизни святого были омрачены тяжелой болезнью. Святой страдал от ужасных головных болей. Болезнь иссушила тело святого и ослабила его зрение. Боли были настолько сильными, что святой был вынужден лежать даже во время литургии.

Предвидя свою скорую смерть, отец Иосиф решил выбрать себе преемника. Новым игуменом стал верный последователь святого, Даниил Рязанский, будущий митрополит Московский.

Призывая братьев соблюдать принятые в монастыре традиции, монах Иосиф изложил грандиозный план. Иосиф Волоцкий встретил свою смерть 9 сентября 1515 года во время утрени. Местом погребения святого старца стала монастырская церковь.

Местоположение мощей святого

Примерно через 20 лет после смерти святого Иосифа между местом его захоронения и Успенским собором был построен каменный придел, внутри которого находилась гробница святого.

В 1688-1692 годах велись строительные работы по возведению нового Успенского собора, во время которых строители обнаружили гробницу святого. В течение нескольких веков святые реликвии оставались под землей и были открыты только 31 октября 2001 года. Через 2 года — 12 июня 2003 года — митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим благословил перенесение святых останков в святилище, открыв доступ к ним верующим, желающим поклониться чудотворцу.

12 июня 2004 года Волоколамский монастырь приобрел еще одну святыню — цепи, принадлежавшие святому и долгое время хранившиеся в краеведческом музее города Волоколамска.

Почитание в православии

Несмотря на то, что нетленные мощи преподобного прославились многочисленными чудесами сразу после погребения, Иосиф Волокамский был канонизирован как местночтимый святой только в 1579 году.

Церковный праздник монаха Иосифа был установлен с 1 июня 1591 года. Почитание святого отмечается 22 сентября и 31 октября по новому стилю (9 сентября и 18 октября по старому календарю).

Иконография

Первые иконографические изображения святого появились вскоре после его смерти и были помещены на его надгробии. Позже надгробная икона была перенесена в Успенский собор и помещена в местный иконостасный ряд Успенской православной церкви.

На древних иконах святой изображается следующим образом:

  • изображение выполняется в полный рост или чуть ниже талии;
  • Отец Иосиф одет в монашеское одеяние;
  • непокрытая голова с короткими, курчавыми волосами, с залысинами на лбу;.
  • округлый подбородок;
  • Руки скрещены на груди в знак смиренного служения Господу.

Есть также изображения, где игумен изображен вместе с преподобным Пафнутием Боровским. Житийные иконы отца Иосифа, связанные с Волоколамским монастырем, появились в XVII веке.

Иконописцы конца XIX и начала XX веков изображали святого в преклонном возрасте, с седыми волосами и бородой. Наиболее распространены иконы в половину роста, на которых изображен игумен, благословляющий верующих правой рукой, а в левой держащий свиток.

Читайте также  Индийский фестиваль Дивали в ОАЭ

О чем молятся преподобному Иосифу Волоцкому

При жизни преподобный Иосиф посвятил много сил борьбе с ересью. Именно поэтому люди обращаются к святому за укреплением своей веры и за возвращением к истинной вере своих близких, попавших в сети сектантов.

Но помимо этого, святой Иосиф также помогает справиться со многими жизненными проблемами. У святого можно спросить:

  • для исцеления от тяжелой болезни;
  • для защиты от врагов;
  • для устранения всех видов неприятностей;
  • за помощью в решении трудных и безвыходных ситуаций.

Особым покровительством Иосифа Волчинского пользуются предприниматели и торговцы. Поэтому 7 декабря 2009 года Русская православная церковь официально объявила Волынь покровителем бизнесменов и предпринимателей.

Текст молитвы

Можно молиться Святому Иосифу своими словами, идущими от сердца и души. Однако многим людям трудно выразить свои мысли и надежды в словах. В таких случаях используются чтения специальных молитвенных текстов, таких как тропари, исповедь, канон и акафист.

Тропарь

В тринадцатый год святого покаяния и красоты отцов,/ как источник милосердия и светильник проницательности,/ пусть все верные снизойдут до почитания,/ как безмолвного учителя и разрушителя ересей,/ могучего Иосифа, звезды России,/ моля Господа // помиловать наши души.

Ин тропарь

О великий наставник, ревнитель и учитель православной веры, святой мудрый Иосиф! Прими эту молитву, возносимую Тебе от нас, грешных, и горячим ходатайством умоляй Бога в Святой Троице, Который прославляется, послать Свою обильную милость на нас, грешных; утвердить праведную веру и благочестие в Его Святой Церкви; Да дарует Он его пастырям святую ревность о спасении стада Слова, чтобы они сохраняли верующих, наставляли и обращали отпавших от истинной веры; и да дарует Он нам все, что полезно в этой временной жизни и полезно для нашего вечного спасения. Помни стадо твое, которое ты собрал, и не забывай посещать детей твоих; и как отец, любящий детей своих, не презирай их и не отвергай молитв наших, но простри руки твои в молитве к Господу Богу, чтобы Он отвратил праведный гнев Свой, который навлекает на нас, и избавил нас от врагов видимых и невидимых, от голода, потопа, меча, смертоносной язвы, нашествия чужих народов и внутренних распрей. Святой Боже, наш самый милосердный заступник, наш самый известный чудотворец, даруй, чтобы все мы могли закончить свою жизнь в мире и покаянии и с уверенностью бежать в благословенное лоно Авраама, где постоянно прославляется славное имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Кондак

Отрешившись от смут и мятежей мира,/ и отбросив страстное рвение,/ ты показал себя гражданином пустыни,/ наставником многих, Иосиф монах,/ собиратель монахов и верный молитвенник,/ управитель чистоты,// молись, чтобы Бог спас души наши.

Канон

Пе́снь 1

Воплощенное Слово поглотило злобу греха, о славный Господь, ибо Бог прославлен!

Так мы простираем к Тебе, Благословенный, полноту Твоего учения, венец славы, ибо Ты связан любовью, Богатый, святыми молитвами Твоими даруй нам благодать Святого Духа.

Яростная борьба страстей увяла, отец, ты стал святым благодаря мудрости слова, ты был благословлен благостью Бога, ты был благословлен благостью слова, ты был кроток и смирен, ты был увенчан мудростью, отец Иосиф.

Этим святым образом ты украшаешь себя, святейший отец, исполненный мудрости благодати, о святой блаженный Бог Иосиф, желая венца славы Христовой, и ты не потерпел неудачу в своей надежде, о блаженный.

Так ты сохраняешь высочайшую кротость и смирение, которыми мы возвышаем тебя, и ты возвышаешься; ты радуешься, получая венец трудов твоих, ибо награда за труды твои вечна.

Матерь Божия: Ты явилась тварям, чистая, превыше всего видимого и невидимого, превыше всего святого, ибо Ты родила Божественного Творца, так как во чреве Твоем могла воплотиться. С горячими молитвами к Нему о спасении тех, кто поет Тебе.

Пе́снь 3

Гимн: Пустыня расцвела, Господи, как куст, бесплодная языческая церковь — пришествием Твоим; в ней утвердилось сердце мое.

Даруй, Христос Спаситель наш, прощение многих грехов наших, чтобы и мы, почитая память Твоего благодетеля, преподобного Иосифа, его молитвами спаслись.

Вашими молитвами, милосердными, умоляйте Бога, нашего небесного Отца Иосифа, разогнать мрак наших скорбей и дать нам доброе утешение.

В юности, благословенный Иосиф, ты был признан Богом и уповал на Него, будучи наставлен в Его спасительных заповедях. Господь Иисус Христос, Сын Божий, — это Тот, на Кого вы рассчитывали и для Кого вы были наставлены в Его спасительных заповедях.

Матерь Божья: Ты родила единую Троицу, Сына Единородного, Владычица Пресвятого Таинства. Молись вместе с преподобным Иосифом за рабов Твоих, которые верно просят о прощении грехов.

Седа́лен, гла́с 3

Пусть память преподобного Иосифа будет полна света; приди с радостью к этому страннику, к сиротам и вдовам как сердечный заступник, а к бедным как податель богатства, Господь воинств, хранитель чистоты, делатель добродетелей, бесстыдный еретик и светило России; за это просим Христа о спасении душ наших, а мир о милости к нам.

О Матерь Божия: через Тебя, пресвятая Богородица, спасен наш земной народ: прежде вечности Ты родила Сына Божия, рожденного от Отца, по благости многих, благоволила родиться от Тебя: Ты спасла праотца Адама и создала обитателей рая. Матерь Божья, полная любви и милосердия, мы молим о спасении тех, кто поет о Тебе с верой.

Пе́снь 4

Господь Иисус Христос воплотился, Ты пришел через Деву Марию, не странник и не ангел, но Ты один; и Ты спас все мое существо. Поэтому я взываю к Тебе: «Слава силе Твоей, Господи!

Ты стал венцом монахов; ты не украшен мудростью многих рук, но облекся в добродетели и стал, о блаженный, истинным и изящным украшением.

В небесной мудрости Твоей, Боже, ты почтил премудрость Твою, обогатившую тебя благими дарами, и в вечной славе Твоей ты ушел, святой отец Иосиф, досточтимый учитель.

В яркости добродетелей твоих и в образцах благодати твоей ты жил по преподобному отцу Иосифу: так ты был во всем приемлем, о преподобный преподобный.

Дева Мария: Ева плодом своим принесла мне смерть; но Ты, о Жизнь, рожденная от Непорочной Ипостаси, сотворила все, и Ты сотворила все доброе. Поэтому мы взываем к Тебе: «Слава силе Твоей!

Пе́снь 5

Гимн: Ты был защитником Бога и людей, Христос Бог; через Тебя, Господи, к Отцу Твоему, который есть податель света, из ночи неведения мы были выведены.

Ты говорил умом чистого Писания, о богочитающий Иосиф, и собрал богатство своего видения и деяний, о святой отец.

Испытав глубины мудрости, мудрый Иосиф, ты пришел к тому, что полезнее всего, и приобрел в глубинах мудрости многогранный бисер, проницательность больного, ты приобрел.

Против своей земной родины, блаженный Иосиф, ты оставил свой земной дом, но во всех отношениях основал монастырь, где, с благодарностью к Божией Матери, собрал множество монахов. По этой причине вы получили первую небесную родину. С мужеством, Отец, молитесь за нас перед Христом, Твоими слугами.

Матерь Божия: во чреве Девы Марии Ты родила Господа Христа более, чем Слово, как провозглашает Исаия: «Над природой Ты родила ее, Матерь Божья».

Пе́снь 6

Господи Боже, подними меня от тления земного.

Вознеси меня, Отче, Ты — свет всего мира, Иосиф, просвещающий тех, кто приходит к Тебе с верой и любовью.

Ты ушел из блаженной жизни, предок, оставив всякий разум, оставив мятеж мира и приблизившись к Богу, святой Иосиф.

Спаситель мира нашего сделал Тебя дивно милостивым и чуждым, Отец, и врачом страждущих, Иосиф, к сиротам и бедным — Божеством.

Матерь Божья: О Матерь Божия, Ты больше природы, и вечно рожденная как Дева, явившая истинного Сына и Бога, Матерь Божия.

Конда́к, гла́с 8

Не считаясь с житейскими заботами, мирским мятежом и страстной пылкостью, ты сделался обитателем, наставником многих, святой Иосиф, верный монах, верный ходатай и учитель целомудрия, моли Бога о спасении душ наших.

И́кос

Благочестивыми добродетелями ты украсил себя, мудрец, и сделал дом Христа, Спасителя твоего, отцом, полным мужества, искушенным верой и надеждой к Богу и любовью к обетам, как к золоту: постом с воздержанием ты стал лишен плоти, в целомудрии и в смирении. Более того, и мы, по твоей молитве, по твоему просвещению, досточтимый святой Иосиф, взываем к тебе. Иосиф, мы взываем к тебе Радуйся, ибо ты служишь Богу по-своему; радуйся, ибо у тебя свой путь с теми, кто приходит к тебе за спасением; радуйся, ибо ты — слава воинства Христова; радуйся, ибо твоими молитвами побеждаются враги; Радуйся, ибо всем просящим у тебя ты даешь дар, которым наделил тебя Господь; радуйся, ибо Бог прославил тебя чудесами и научил всех призывать тебя; радуйся, святейший отче Иосифе, ибо ты — настоятель покоя. Да спасет Господь Христос наши души.

Читайте также  Виды сайдинга

Пе́снь 7

Гимн. Богохульное слово нечестивого аббата разожгло сильный огонь на нечестивцев; но Христос раздал росу Духа благочестивым юношам, благословен и прославлен Сын Божий.

Сладкие слова Твоего учения радуют любящих их, но мудрость еретиков наводит на них ужас. Благодатью Святого Духа Ты говорил, провозглашая Единую Божественную Личность в трех лицах: в Воплощении Слова Ты явил Себя, Ты сделал нас богато благоухающими.

По этой причине, слава Богу, ты стал наследником небесного воинства, чего ты вполне заслужил.

Твое слово растворилось в соли, Отец, и твоя жизнь открылась благодатью, о благословенный! Поэтому и вы радуйтесь в аббатстве Всевышнего и теперь с дерзновением предстаньте перед Христом, молясь за нас.

Матерь Божия, Пресвятая Богородица, веди жизнь нашу к святой скинии Твоей и небесному дому; к Богу Божию, Который зародил источники благости, даруя в сети все милости всем верующим.

Пе́снь 8

Гимн: Печь, которую в Вавилоне иногда разжигали, разделяет дела богов; халдеев сжигают по божественному повелению; верных поливают водой; они поют: «Благословенны дела Господа, Бога твоего!

Венец благодати, Христос, Податель жизни, был возложен на его кости Иосифом, твоим тезкой. Своими делами вы сияли и видели, восклицая: благословите все дела Господа Бога.

При всей своей чувственности, блаженный Иоанн, ты приблизился к разуму Господа, в чистоте своей души и ясности своей жизни, венценосный священник Иосиф, ты воскликнул: благословите все дела Господа Бога.

Собрав в своей душе божественное богатство Святого Духа, чистую и действенную молитву, бдительность и воздержание, ради этого ты явил себя как обитель Пресвятой Троицы, преподобный святой Иосиф.

Матерь Божия, святейшая Спасительница грешников, прими это прошение и избавь меня от грехов моих, молитвами благодетеля Твоего, преподобного святого Иосифа, к Сыну Твоему, который служит Тебе.

Пе́снь 9

Гимн: Сын безначальный, Бог и Господь, Сын воплощенного Божества, явился нам от Девы Марии, чтобы просветить тьму и собрать погибающих. Настоящим мы воздаем славу Матери Бога Всемогущего.

Отче святой Иосиф, ты ныне чисто наслаждаешься пищей более мудрой, чем мудрая, где сонмы святых ликуют вокруг Господа, о Святейший, и ты, ныне поклоняющийся, начертал себе молитву Господню.

Ты с радостью отошел к желаниям небес, к истинной славе одного лишь Бога, к большей благости и к жизни воистину вечной, и к Свету Вечному, о благочестивый отец Иосиф.

Ярко, как солнце, ты сияла в религиозных общинах, ты была освящена с юношеских ногтей, словно зажигала свет, демонстрируя добродетели своей жизни, досточтимая святая Иосифа, Матерь Божья, полная света.

Матерь Божья: Понимая издалека, проницательными очами пророки провозглашали Тебя Матерью Всемогущего и Владыки всех. Настоящим мы исповедуем Пресвятую Деву Марию, Матерь Божью.

Свети́лен

Итак, не переставай молиться Богу Господа Иисуса Христа, досточтимый святой Иосиф, чтобы Матерь Божия сошла с мертвого тела твоей души, о отец, и обогатила тебя вместе с ангелами небесной славой.

Акафист

Кондак 1

Преподобный отец Иосиф, избранный благодетель Христов и дивный брат благочестия, обладающий свыше особым даром божественного руководства и исцеления, как имеющий дерзновение перед Пресвятой Троицей, умоляем тебя, избавь нас от бед, скорбей и болезней, чтобы мы с любовью взывали к тебе:

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудрече Божий, чудотворче.

Икос 1

Наставляемые ангелом во плоти, преподобным Иосифом, посланным от Бога явить людям образ истинного благочестия и добрых дел, чудесным образом своим путем явленный в твоей земной жизни, и восхваляя величие Его благости, мы взываем к Тебе в раскаянии от всего сердца:

Радуйся, добрый корень ветвей; радуйся, плодоносная лоза Христова.

Радуйся, чадо молитв благочестивых родителей; радуйся, надежда и утешение их боголюбивых сердец.

Радуйся, с детства приобщившийся страху Господню; радуйся, с юности получивший семя слова Божия.

Радуйся, хранителю смирения и безмолвия; радуйся, подвизающийся в молитве и воздержании.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 2

Видя через Христа твое благосклонное желание и усердное сердце, как с юности ты не переставал прославлять имя Господа чтением и пением псалмов и святых песен в святом храме Его, в небесной скинии, преподобный наложил на тебя в праведниках совершенных петь с ними ангельскую песнь Аллилуйя Ему.

Икос 2

Узнав из писаний отцов о суетности мира сего, постоянно размышляя о последствиях этой мирской жизни и всегда пребывая в сокровенной аскетической молитвенной жизни, ты без остатка прилепился к творениям мира сего, кроме того достойнейшего из твоих собратьев, с которым и ты с детских дней избрал угодный Богу образ жизни, монаха. Поэтому мы чествуем вас таким образом:

Радуйся, цветок благоуханного доброго воспитания; радуйся, сосуд Божественного избрания.

Радуйтесь, просвещенные Богом в разуме вашем; радуйтесь, утвержденные в Господе сердцем вашим.

Радуйтесь, являющие собой форму чистого и неприхотливого общения; радуйтесь, всем сердцем стремящиеся в Царство Небесное.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 3

Преодолев бурю земных мыслей благодатью Христа, ты вознесся к небесным мыслям, монах, обратив свой ум безмятежно и бесстрастно к Нему, и полностью подчинив свою волю игу Христа, сделав свое тело обителью Святого Духа, ниоткуда и в своем теле, как лишенном плоти, ты беззвучно возопил к Богу: аллилуиа.

Икос 3

Ревностно желая вести совершенную христианскую жизнь и изучив Писания отцов, ради того, чтобы принести себя в послушание искусному и ненадежному наставнику, ты в юности оставил родителей, монах, и задал в сердце своем вопрос духовному старцу Варсонофию, что еще говорит он, что будет для тебя подобно слову Самого Бога, которое и по Божественному указу станет во благо; По этой причине, радуясь надежде твоей веры, мы призываем тебя:

Радуйся, что презрел приятное и красное мира сего; радуйся, что возжелал небесного и нетленного.

Радуйся, ты возвышен внутренней красотой креста Христова; радуйся, ты облечен силою свыше для дела креста.

Радуйся, что ты отрекся от своей воли; радуйся, что ты угодил Богу, отсекая свои страсти, и спасся.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 4

Силой Божией любви ты был привлечен к большим совершенствам монашеской жизни и, мудро послушав совета и благословения святого и прозорливого старца Варсонофия, пришел в обитель монаха Пафнутия, прося его принять тебя в послушание, чтобы вместе с ним в трудах и подвижнических делах воздавать Богу угодное, воспевая аллилуйю.

Икос 4

Видя в Святом Духе добрый нрав юноши, а также чистоту его души и благодатное призвание, монах Пафнутий уже облек его в монашеский образ и возложил на него иго послушания, которое с усердием в простоте и терпении исполнял много, чтобы быть для него образцом неизреченного послушания, труда и благочестия; поэтому мы ныне взываем к нему в этот день

Радуйся, от юности твоея возлюбивый узкий путь спасения; радуйся, возложивый иго Господне на шею твою.

Радуйся, связавший свою волю святыми обетами; Радуйся, отдавший себя и всю свою жизнь Господу.

Радуйся, верный слуга всех; радуйся, утешитель больных и немощных.

Радуйся, силою молитвы помыслы плотские отгоняющая; Радуйся, словом Божиим утверждающая сомневающихся в вере.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 5

Божественной любовью ты поразил своих собратьев, живущих в мире, ты не отвратил сердца твоего, почтенный: услышав, что престарелый отец твой в телесной немощи, ты умолил монаха Пафнутия принять его в этот монастырь и всеми силами служил больному родителю, заботясь о нем телесно всеми руками своими и питая его духовно словом Божиим до самой смерти, как тот, к кому ты взывал бы: не ты отец твой, но ты отец мой. Этот труд сыновней любви, когда вы славите Его, пойте «Аллилуиа», как жертву, угодную Богу.

Икос 5

Пробыв в монастыре десяток лет в послушании и бдении, постясь и поучаясь писаниями святых и духовных отцов, когда настал час блаженного упокоения инока Пафнутия, ты был призван к власти над ним, хотя и не желал этого, и поставлен прелатом, чтобы хорошо управлять собранным им стадом Христовым; а ты, управляя лишь немного, пожелал снова быть управляемым, чтобы приумножить нетленные сокровища добродетели. Поэтому мы, восхищаясь твоей горячей любовью к Богу и твоим смирением, взываем к тебе:

Радуйся, что из телесных лишений ты собрал многие духовные богатства; радуйся, что через бедность ты получил небесные дары.

Радуйся, хранителю безмолвия; радуйся, хранителю монашеских уставов.

Радуйтесь, вы служите больным как братья Христовы; радуйтесь, вы являете высокий образ сыновней любви.

Радуйся, ты, который властью и честью превосходит всех других; радуйся, ты, который, как слуга, я не знаю, обитал в монастыре Кирилла.

Радуйся, Ты, Которого там приготовили груди; радуйся, Ты, Который был познан и разоблачен в одеянии.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 6

Ты был подобен купцу, ищущему хорошие бусы, монах Иосиф, когда в послушаниях и всевозможных аскетических подвигах учился в духе, посещая монашеские обители. Пусть вы найдете в них лучшие и превосходные вещи и научитесь им ради вашего словесного стада, радуясь по возвращении, воздавая благодарение Пастырю Христову: аллилуиа.

Читайте также  Как почистить стиральную машину-автомат: советы опытных мастеров сервиса

Икос 6

Услышав о прибытии в свои пределы преподобного Иосифа, благоверный князь Борис вышел и истово молился, чтобы он избрал место в своем уделе, построил там святую обитель и поселился в ней с иноками, и это совершилось, дыхание бури указало место, и совершилось это стараниями князя, более того, благословением Божиим по молитвам святого, к которому мы так умиленно взываем:

Радуйся, устремленный к христианской жизни; радуйся, искусный наставник начинающих.

Радуйся, непреложное правило поста и покаяния; радуйся, хранительница вечного воздержания.

Радуйся, мирской наставник угодной Богу жизни; радуйся, основатель плодотворной обители.

Радуйся, как Христос благословил твое доброе начало; радуйся, как твой соработник в лице государя.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, чудотворче премудрый Божий.

Кондак 7

Обретя великое сокровище любви, монах, как во времена первых христиан, сердце и душа которого едины и от обладания которым никто никогда не говорил, что будет, ты рассудил и среди монахов своего монастыря установить жизнь мира по воле тех, кто отвернулся от мира и его имущества, чтобы они полностью искали вечную собственность, Бога, и к Нему также взывали: аллилуйя.

Икос 7

Феодосий, новый руководитель всей монашеской жизни, видит в тебе выходца из Руси, монаха отца Иосифа, ибо и он, приняв монашеский постриг, был всей душой и сердцем предан традициям общей монашеской жизни. Точно так же и вы, следуя этим путем, в терпении многократно упорствовали в исполнении наставлений святых отцов, и потому от почитающих вас слышите эти вещи:

Радуйся, что установил общую жизнь монахов; радуйся, что дал им все оружие благочестия.

Радуйся, общими усилиями и суетными помыслами переносящий блуждания; радуйся, который, подобно броне, отражает раскаленные стрелы страстей.

Радуйся, наполнивший обитель духом всеобщего воздержания; радуйся, переваривший в ней плевелы алчности.

Приветствую тебя, научившего многих монахов духовной бдительности; приветствую тебя, ставшего первым среди тех, кто трудится до конца жизни.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 8

Ты пришел в пустыню родины своей, досточтимый, и как воинство явил себя Богу, преклоняясь во власть этого самого князя Бориса, чтобы он из своих благ подал на построение в этом месте каменной церкви, великолепно украсил ее и воздвиг кельи для братьев в стадах, чтобы и здесь, через этих, как на небе, святых ангелов, мы могли воспеть песнь Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Видя ревностную жизнь инока Иосифа и братии, посвященную Богу, труду и посту, хождение в облачении и бедной одежде, не один из иноков и всякого рода мирских людей и князей нисколько не уклонялся от них, но с таким же духовным пылом, желая войти с ними в монастырь и пожертвовать там свое имущество на общее благо; Посему мы возвещаем строителям:

Радуйся, мудрый, замысливший новый монастырь; радуйся, завидующий бедной жизни Христа.

Радуйся, яко воздвигл еси святыя храмы в обители; радуйся, яко собрал еси велию общину иноков.

Радуйся, потому что труд твой благословлен свыше; радуйся, потому что исполнилось святое желание твоего сердца.

Радуйся, яко в обители твоей многие души спаслися; радуйся, яко из нее пастыри вышли.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудрече Божий, чудотворче.

Кондак 9

Ты возлюбил Бога всем сердцем своим и получил от Него многие духовные дары, святой Иосиф, ты обрел много благоволения у людей, ибо не только многие из простого народа, но и многие князья прибегали к твоему наставлению, ты был миротворцем унте, добившись расположения самодержца князя Юрия, несправедливо оклеветанного под страхом смерти, и, избавившись в радости души своей, возгласил Богу: аллилуйя.

Икос 9

Благодать Божия, привлеченная молитвами святого, явила в нем дар чудотворения и внутреннего познания: своей молитвой ты побудил умершего благочестивого князя Иоанна быть полностью готовым покаяться и получить залог вечной жизни, и таким образом пойти к Господу: поэтому мы тому, кто живет в грехах и нуждается в действенном побуждении к покаянию:

Радуйся, благочестивых людей добрых помыслов и утешения; радуйся, твердый защитник тех, кто колеблется в вере.

Радуйся, унывающих в надежде укрепляющая; радуйся, многих писаниями твоими просвещающая.

Радуйся, установивший мир между враждующими; радуйся, спасший невинных от смерти.

Радуйся, ибо Ты воскрешаешь умирающих к покаянию. Радуйся, ибо Ты вдохновляешь всех на вечную жизнь.

Радуйся, идущий трудным и узким путем; радуйся, ведущий других к обитанию на небесах.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 10

Господь испытал вновь устроенный монастырь преподобного Иосифа посещением гнева Своего, но и милости Своей: за грехи народа Он обрушил тяжесть на землю Волоколамскую и на все окрестные земли, ибо многие люди погибли без пользы. И святой, поняв это, усилил молитвы в монастыре и открыл житницы этого места для голодающих; И когда он раздал все, что было, и не мог для этого накормить не только пришедших, но и братию свою, то послал и занял для монастыря серебра и купил зерна, нисколько не оставляя нуждающихся. пока государь и благочестивый царь Василий, услышав это, с удивлением пришел в монастырь и оказал обильную помощь бедным, которые, видя в этом милосердную руку Божию, от всего сердца воскликнули благодарение Богу: Аллилуйя.

Икос 10

По благоволению государя не один военачальник и князья и другие любители Христа богато одарили монастырь Иосифа, ибо все, кто приходил к нему на радость, возвращались в свои дома и приносили новое изобилие в святую обитель, к которой мы теперь взываем:

Радуйся, светлая надежда в нуждах и обстоятельствах нуждающихся; Радуйся, покровительнице бедных и обездоленных.

Радуйтесь, питающие погибающих; радуйтесь, строящие дом свой с детьми своими.

Радуйся, источник милосердия неисчерпаемый; радуйся, утешитель скорбящих, невидимый.

Радуйся, последний взаимный дар Богу; Радуйся, собравшая богатых в суетных делах.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 11

Зная из Божественных Писаний, что уповающий на Господа пожнет тысячи, а два человека тьмы, ты не убоялся, святой Геннадий, остаться один с сонмом могущественных поборников суетных лжеучений против них, и оружием истины сокрушил их в конец: все они рассеялись по земле, как прах перед ветром; тебя я благодарю сердцем моим и устами моими восклицаю: Аллилуиа.

Икос 11

Кто верует в Меня, говорит Господь, у того из чрева потекут реки воды живой. Это произошло не потому, что в какой-то школе для вас преподавали священное богословие, но вы, живой верой своего сердца, ищущего Бога, нашли истину в Слове Божьем и в писаниях отцов; и вы стали непоколебимой крепостью православия. Поэтому мы взываем к Тебе:

Радуйтесь, разрушившие нечестивые обманы лжеучителей; радуйтесь, сомневающиеся в православной вере.

Радуйся, энергичный защитник учения Христова; радуйся, светлый в ревности Божией.

Радуйся, ты будешь полезен в отечестве твоем; радуйся, ты покажешь веру в делах жизни твоей.

Радуйся, искусный учителю мудрых и простых; радуйся, просветителю России ближней и дальней.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 12

Когда дух зла вселился в Церковь и натворил бед, сердце валашского правителя было движимо жадностью и стремлением сделать монастырь несчастным, а также несправедливо вынести приговор святому, который также пал на голову того, кто осудил его.

Икос 12

Когда он отходил в труде и молитве и аскетических подвигах благочестия, святой завещал ему наказ с многозначительным смыслом: если я обрету благоволение Божие, то монастырь этот не будет иметь никакого недостатка; и вот, отложив покров тела, он отошел ко Господу и, следуя за ними, исцелял больных, приходивших с молитвами к его мощам. По этой причине мы воздаем ему эту хвалу:

Радуйся, хранителю чистоты душевной, без лицемерия; Радуйся, истинный рабе Христов, добрый и верный.

Радуйся, непобедимый в броске врага; Радуйся, непобедимый вождю спасенных.

Радуйся, величайший образ терпения; Радуйся, наставниче непритворного благоговения.

Радуйся, по отшествии твоем соблюдающий обитель твою; радуйся, служащий молящимся.

Радуйся, ты получил от Господа венец праведности; радуйся, ты просиял славою чудес.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, мудре Божий, чудотворче.

Кондак 13

О досточтимый и богобоязненный отец Иосиф! Вспоминая ныне твои подвиги и дела, которые мы, твои грешные и недостойные рабы, совершили для Христа, смиренно умоляем тебя: молись Богу милосердия, чтобы Он даровал мир нашей жизни и твоей Святой Церкви, сохранил ее от всех пагубных и безбожных учений, даровал нам все полезное в этой жизни, а в веке грядущем даровал нам способность петь Ему: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, за ним следует I Икос «Ангел во плоти…». в I Кондак «Избранная…».

Источник: prosto-post.ru

Оцените статью
Survivalz