В последнее время в нашем сознании стираются границы добра и зла, истины и лжи, даже в отношении животных. Некоторые люди приводят своих собак в детские песочницы, другие развлекаются стрельбой по голубям, не думая, что делают что-то плохое, а третьи защищают своих животных даже тогда, когда те несут ответственность за смерть или тяжелые страдания других людей. Обычно хороший человек тоже любит животных, но иногда любовь к четвероногим доходит до границы фанатизма. Как же мы должны относиться к животным? В поисках ответа давайте обратимся к Библии и попытаемся найти если не конкретные предписания, то хотя бы основные принципы.
Первая встреча человека с животным миром произошла в Эдеме. «Господь Бог образовал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их…». (Бытие 2:19). Чтобы возделывать и сохранять Эдемский сад, нужно хорошо знать его обитателей. Долг «старшего брата» остался с нами и после падения. Накануне потопа Ной строит ковчег, чтобы спасти всех живых существ, как «чистых», так и «нечистых», «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт 7:3). И сразу после Потопа животные, как и человек, заключают завет с Богом. «Вот, Я заключаю завет Мой с тобою и с потомством твоим после тебя, и со всякою душею живою, которая с тобою, с птицами, и со скотом, и со всеми зверями земными» (Бытие 9:9-10), — сказал Бог.
В библейские времена идолопоклонство со стороны некоторых современников, которые были готовы «отнять хлеб у детей и бросить его псам» (Мф. 15:26), было редкостью. К животным относились как к полезной вещи, потенциальной пище или источнику опасности. В то же время Библия подчеркивает, что и у людей, и у животных один и тот же Податель жизни, и поэтому они достойны жизни независимо от наших симпатий.
Поэтому давайте не будем эгоистами; Божий закон защищает не только права человека. Субботний отдых, например, распространялся на домашний скот: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день отдыхай, чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (Исх. 23:12). Каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы… кормить животных полевых» (Исх 23:11). Все живые существа дороги Создателю, и грех против природы недопустим, как и любой грех.
Наконец, искупительная жертва Христа снимает проклятие не только с нас, но и со всего творения. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19), и «творение с надеждою ожидает явления сынов Божиих, … в надежде, что и само творение освободится от рабства тлению…». (Римлянам 8:19-21).
Поэтому мы находимся в том же ковчеге, что и животные. Поэтому мы не должны поступать подобно пророку Валааму, который избил ослицу, спасшую ему жизнь (Числа 22:21-33). Тот, кто мучает животных, потому что они в его власти, — тиран и трус. В стремлении причинить вред близким или животным есть что-то сатанинское. Давайте не будем уподобляться Самсону, который привязал факел к хвосту лисицы (Суд. 15:4-5), а когда почувствовал в себе большую силу, «разорвал льва, как молодого козленка» (Суд. 14:6). Животные не должны страдать от вражды людей — «Если увидишь, что вол или осел твоего врага заблудился, приведи его к нему; если увидишь, что осел твоего врага упал под ношею своею, не оставляй его; непременно помоги ему вместе с ним» (Исх 23,4-5). Валаама и Самсона можно понять (но не оправдать!). Первый был мотивирован разочарованием, второй — желанием отомстить врагам (в случае с лисой) и избежать опасности (в случае со львом). Но «организованная» жестокость в развлекательных целях (бычьи, петушиные и собачьи бои, спортивная охота и рыбалка и т.д.) вообще не имеет оправдания.
Но Самсон и Валаам были не единственными, кто имел дело с животными. Пророк Даниил был брошен в львиный ров за поклонение Иегове, но в то же время «Бог… заградил пасть львам» (Даниил 6:16-24). Ранее другой пророк, Илия, гонимый людьми, был принят природой: «И приносили ему вороны хлеб и мясо утром, и хлеб и мясо вечером» (3 Царств 17:6). Более того, Сам Спаситель прекрасно ладил с животными. Накануне Своего распятия Он въехал в Иерусалим на молодом (не ездовом) осле (Матфея 21:1-7, Марка 11:1-7), на котором «никто никогда не сидел» (Луки 19:30). Близость к Творцу можно также увидеть в отношениях с творением.
Однако любители животных не обязательно любят всех. Некоторые диктаторы также любили животных. Жестокость по отношению к животным свидетельствует о бессердечии и часто передается людям: многие садисты и убийцы начинали с убийства насекомых и лягушек. Другими словами, любовь к животным является необходимым, но недостаточным условием. Давайте уточним: любить животных, но не поклоняться им! Не нужно доводить до абсурда. Согласно закону древнего Израиля, вол, которого гнали на свободе, был убит, и его владелец нес ответственность: «Если вол забьет до смерти мужчину или женщину, то вола того должно побить камнями, и мяса его не есть, а хозяина вола наказать; если же вол этот вчера и завтра был загнан на волю, а хозяин его, узнав об этом, оставил его при себе и убил мужчину или женщину, то вола того должно побить камнями, а хозяина его наказать смертью» (Исход 21:28-32).
Как милость Бога к человеку не исключает наказания (Евр. 12:6-11), так и забота о домашних животных означает не слепое потакание их инстинктам, а обучение их жить рядом с человеком.
Таким образом, мы неразрывно связаны с миром диких и домашних животных. Дикие животные ценны, потому что они отражают славу Творца. Уже одно это делает защиту диких животных чрезвычайно важной. Когда речь идет о домашних животных, владелец четвероногого друга как будто ставит себя в роль Бога и решает некоторые из тех же проблем, которые Творец решает для нас. Оказывается, Творец воспитывает людей с помощью домашних животных. «Праведник заботится и о жизни скота своего» (Пр. 12:10).
Сергей Грибарь
Газета «Скрытое сокровище» № 10 (198) октябрь 2013 г.
Источник: