Божественная литургия (от греч. λόγον (литургия) — обыкновенное дело) — важнейшее христианское богослужение, в котором совершается таинство Вечери Господней или Евхаристии (от греч. εὐχαριστία (евхаристия) — благодарение).
Первая литургия была отслужена Господом нашим Иисусом Христом в горнице Сиона, и каждая литургия есть мистическое продолжение этого события.
«…Нет в нас истинной жизни без источника жизни — Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Господь жизни дает Себя в пищу и питие верующим в Него и дает жизнь с избытком причащающимся… Наша Божественная литургия, и особенно Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение любви Божией к нам» (Святитель Иоанн Справедливости Кронштадта).
Три вида Литургии
Сегодня широко распространены три вида Божественной литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и литургия Освященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, Папы Римского.
1. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать две другие литургии.
2. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресенья Великого поста, кроме Вербного воскресенья; в Великий четверг и субботу Страстной недели; 14 января (память св. Василия Великого) и вечером или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
3. Литургия освященных даров совершается великими постами:
- среда и пятница
- четверг в течение 5 недель во время Великого поста
- понедельник, вторник и среда Страстной недели,
- в дни св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосный год, 8 марта в високосный год) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на Великий пост и не приходятся на воскресенье,
- на Праздник Храма и на Праздник Честных Святых (кроме Праздника Благовещения), имевших место в указанный период.
Эта литургия называется так потому, что через нее причащаются святых даров, освященных ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Всеобщее совершение преждеосвященной литургии в дни святого праздника утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора и призвано не лишать верующих мистического общения с Господом и в то же время не нарушать пост и покаяние совершением торжественной полной литургии.
Три части Литургии
1. Проскомидия, где готовят вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминают души живых и умерших христиан, для чего священник вынимает частицы из просфор. По окончании службы эти частицы погружаются в чашу крови с молитвой «Омой, Господи, грехи поминаемых здесь чтимой Твоей кровью, молитвами святых Твоих».
Поминовение живых и усопших на Проскомидии – самая действенная молитва. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре; Обычно в это время в храме читают часы.
2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» и заканчивается словами: « декларация, выходите».
В этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.
3. Литургия верных, которая начинается словами: «Миром Господу помолимся…» и заканчивается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на богослужении верующих, только воцерковленных (верных) людей на практике не выполняется; но на более глубоком уровне это все же реализуется, потому что все, что должно происходить дальше на литургии, совершенно закрыто от непосвященного внецерковного сознания. Литургия может быть понята только верой и понята лишь после вхождения в традицию церковной жизни и ознакомления с учением Церкви».
На литургии верных совершается самый важный момент в литургии — Анафора (Евхаристический канон). Оно начинается словами священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» и заканчивается словами «И да будет милость великих наших. Бог и Спаситель Иисус Христос со всеми вами».
Анафора – сердцевина Литургии
Центральной частью христианской литургии, где происходит перенесение святых даров, является анафора (евхаристическая молитва, евхаристический канон). Древнейший по своему происхождению, он является важнейшим моментом всего православного богослужения в целом.
Во всех анафорах можно выделить несколько основных частей:
- Префацио — первая молитва, содержащая хвалу и благодарение Богу.
- Sanctus — гимн «Свят, свят, свят…».
- Анамнезис — воспоминание о Тайной вечере с произнесением сакраментальных слов Иисуса Христа.
- Эпиклезис — призыв Святого Духа на «настоящие» дары.
- Intercessio — молитвы о живых и усопших, составляющих Церковь, поминающих Богородицу и всех святых.
Время и дни совершения Литургии
Литургия в больших храмах совершается ежедневно (за исключением дней, когда ее нельзя совершать), в большинстве других — каждое воскресенье. Начало литургии обычно 9–10, в храмах, где больше одного престола, может совершаться и ранняя литургия (6–7 утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершает ли ее священник или архиерей): 1,5–2 часа.
Что же касается Типикона (глава 8: О литургиях), то в нем указано время начала литургии и время установления трапезы в разные дни (сб, вс, праздники). Разница между ними составляет 1 час.
Литургия не предназначена для следующих дней:
- Среда и пятница сырной недели (неделя перед Великим постом).
- Понедельник, вторник и четверг в недели Великого поста.
- В Страстную пятницу, если этот день не совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
- В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления, если сами праздники приходятся на воскресенье или понедельник.
Литургия и Таинство Святого Причастия
Причастие – это не обязанность, а привилегия для христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек, регулярно приобщающийся к таинствам преподобного Христова, постепенно освящается. Сам Господь сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не имеет жизни вечной». Древняя практика требовала еженедельного и даже ежедневного причастия. См раздел: Как часто причащаться.
Желающие причаститься на литургии Святых Христовых Таин должны предварительно очистить свою совесть в таинстве покаяния (исповеди). Литургический пост также ставится перед Святым Причастием. Смысл таинства раскрывается в молитвах о Святом Причащении, которые можно найти в молитвеннике. К Вечере Господней нужно готовиться, но никто не может быть к ней полностью готов.
Примечание. В современной приходской практике в праздники Пасхи и Рождества литургия совершается после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).
Источник: