Милосердие — 1) божественная сущность, рассматриваемая в богословии как один из аспектов благости Бога; неотделимо от божественной справедливости и мудрости; по отношению к разумным и свободным существам оно проявляется в желании и готовности Бога оказать им должную милость, проявить долготерпение, уступчивость, очищение от грехов; 2) одна из естественных характеристик образа Божьего в человеке; 3) христианская добродетель, которая делает верующего более похожим на Творца (Гал. 5 Христианская добродетель, напоминающая Творца (Гал. 5:22-23), состоящая в сострадании к ближнему.
Милосердный самарянин (Лк 10:25-37)
***
Как согласуются между собой такие Божественные свойства, как милосердие и правосудие?
Несмотря на кажущееся противоречие между божественным милосердием и божественной справедливостью, между ними нет ни малейшего взаимного противоречия.
Бог бесконечен во всех Своих качествах и совершенствах. Это означает, что ни милосердие не мешает справедливости, ни справедливость не мешает милосердию (см. подробнее: Сколько атрибутов у Бога?; Что такое божественная бесконечность и каковы ее основные атрибуты?).
Иначе говоря, Божья справедливость всегда милосердна, так же как Божья милость всегда справедлива. В силу своей ограниченности человек не способен проявить максимум милосердия и максимум справедливости одновременно. Это удивляет нас: как можно одновременно миловать и наказывать?
И все же для Бога не составляет труда проявлять милость и вершить правосудие, и наоборот. Любое божественное действие всегда ассоциируется с благостью, всеведением и высшей мудростью.
Следовательно, наказывая грешника, Господь действует не просто как властный судья, но как мудрый, добрый воспитатель. Хорошо зная, что лучше для грешника, даже наказывая его, Он руководствуется не требованием возмездия, а соображениями выгоды. Это милосердие.
Проявляя милость к человечеству, Господь никогда не выходит за рамки стандартов справедливости, праведности.
Почему, если Бог безграничен в Своём милосердии, Он не освободит всех вообще грешников от вечных адовых мук?
Отделение праведников от нераскаявшихся грешников в Судный день (Матф.25:33) будет определяться не столько обязанностью Бога воздать за зло, сколько неспособностью и нежеланием самих грешников жить среди святых по их нравственным нормам и правилам сосуществования (на основе взаимной любви).
В отличие от западного взгляда на будущую награду как на юридически необходимую, Православная Церковь связывает возможность наследования Царства Небесного не с юридически признанными заслугами человека, а с его нравственным состоянием: праведник наделяется Небесным воинством не только потому, что заслуживает этого дара, но в силу своей внутренней способности и готовности жить на Небесах.
С другой стороны, если человек не привык повиноваться Богу, не хочет и не умеет жить в мире с другими, не наслаждается общением с Творцом (в сегодняшней жизни такое общение возможно в молитве), что ему делать в Раю?
***
Блаженны милостивые, ибо они получат милость.
(Матфея 5:7).
Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый должен давать по сердцу, не по злобе и не по принуждению, ибо Бог любит дающего с радостью.
(2 Коринфянам 9:6-7).
«…Совершенство христианской добродетели, а значит и человеческой добродетели, в обновленной природе — это Божья благодать, произведенная в христианине путем развития Божьей благодати, данной ему в Крещении и взращенной заповедями. Духовная чистота исходит из такого милосердия: она питается им, она живет им. Преподобный Исаак Сирин ответил на этот вопрос: «Чистота — это сердце, исполненное милосердия ко всякой твари».
Святитель Игнатий Брянчанинов
«Прекрасны молитва и пост, но они усиливаются милостынею; ибо сказано: милости хочу, а не жертвы (Ос.6:6). И Спаситель провозглашает славу милосердным: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Святой Ефрем Сирин
А что, братья, если кто-то говорит, что у него есть вера, но нет дел? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, и один из вас скажет им: «Идите с миром, в тепле и сыты», но не дает им того, что нужно для тела, какая от этого польза? Точно так же вера, если в ней нет дел, мертва сама по себе. Но кто-то скажет: «У тебя вера, а у меня дела»: «Покажи мне веру твою без дел, и я покажу тебе веру мою от дел моих».
(Иакова 2:14).
Любить Бога всем сердцем, и всем разумением, и всей душой, и всеми силами, и любить ближнего, как самого себя, — это выше всех всесожжений и жертвоприношений.
(Матфея 22:33).
Прежде всего, человек должен научиться милосердию, ибо именно это делает его человеком. Тот, кто не имеет милосердия, перестает быть человеком. Будьте милосердны, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Луки 6:36). И давайте не будем считать жизнь временем, проведенным без милосердия.
Святой Иоанн Златоуст
Однажды ночью во сне человек услышал голос: «Пойдем, я покажу тебе ад». Затем он оказался в какой-то комнате. В центре стоял стол, за которым сидело много людей. На столе стояла кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они зачерпывали длинными ложками из горшка, но не могли поднести ложки ко рту. Поэтому одни роптали, другие кричали, третьи плакали. …Затем он услышал тот же голос: «Пойдем, сейчас я покажу тебе небо». Затем он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей, а вокруг него сидели люди с длинными ложками. Но все они были сыты и радостны, когда каждый зачерпывал еду из горшка и кормил другого своей ложкой. Теперь вы понимаете, как вы можете испытать рай в этой жизни? …Кто делает добро, тот радуется, ибо испытывает божественное утешение. А тот, кто творит зло, страдает и превращает земной рай в земной ад. Уже в этой жизни мы можем почувствовать рай или ад».
о. Паисий Святогорец
Отец Макарий напомнил своим слушателям: «После короткой земной жизни наступит смерть и отчет перед Богом — как мы использовали дары, данные нам Богом. Богатые, как избранные и доверенные распорядители Его сокровищ, получили от Него богатство, чтобы быть раздатчиками последнего среди бедных. […] Бог любит всех людей одинаково и каждого человека в отдельности. Но Он создал людей так, что не у всех одинаковая способность к земным благам, что у одних она больше, у других меньше: где же Его равная любовь к людям? Создав не всех людей с одинаковой способностью к приобретению земных благ, Бог возложил обязанность заботы на тех, кому Он дал большие дары, чтобы таким образом люди, будучи союзом любящего братства, все в равной степени пользовались даром Божьим и благами жизни. Это божественный идеал, с которым были созданы люди и от которого они отошли. Человек, живущий только для себя и своей семьи, осознает себя в этом мире как врага всех, ибо он думает извлечь выгоду только из всех; уделяя внимание только себе, он оказывается один против всех, и чувство, наполняющее его душу, — это чувство одиночества среди людей и ложного положения среди них; напротив, человек, который делает благо своих ближних целью своей жизни, чувствует себя братом, и это чувство братства с людьми, которое заставляет людей осознать смысл жизни среди них, наполняет его сердце блаженством, выше которого нет ничего. Греховное самолюбие сузило человеческое чувство родства до узких рамок любви к отцу и матери и к собственным детям. Все люди — одинаковые дети Божьи, все — братья, и что на богатых лежит божественный долг помогать бедным. Спаситель повелевает: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», т.е. он повелевает богатым заботиться о бедных, чтобы последние могли жить так же хорошо, как они».
Е.Е. Голубинский
Часто мы видим только внешнего человека, запятнанного грехом, утопающего в страстях, и не замечаем образ Божий, который скрыт под внешними слоями. Но именно в Нем мы должны видеть и поклоняться каждому из наших ближних.
Епископы. Иларион (Алфеев).
Бог (…) отражается в жизни человека. Бог отражается в жизни человека … и так в чистой капле дождя появляется солнце. В капле дождя мы видим солнце. Но то, что мы видим в нем, — это не солнце. Солнце там, на недосягаемой высоте. Те, кто лишен славы христианства, не лишены другой славы, полученной при сотворении: это образ Божий. Если образ Божий будет брошен в страшное пламя ада — и там я должен его чтить. И слепого, и прокаженного, и умственно отсталого, и младенца, и преступника, и язычника почитай, как образ Божий. Какое вам дело до их слабостей и неудач? Следите за собой, чтобы не испытывать недостатка в любви. Воздай должное ближнему как образу Божию, воздай должное в своей душе, невидимое для других, видимое только твоей совести; и пусть твоя деятельность будет в тайном соответствии с (этим) расположением твоей души. Отдавайте дань уважения своему ближнему без различия возраста, пола или класса, и постепенно в вашем сердце зародится святая любовь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Не презирайте бедных. Спросите себя: кто они? — И вы узнаете их величие: они обладают ликом нашего Спасителя….. Бедные — распорядители нашей надежды, хранители Царства, открывающие его для праведников и закрывающие для нечестивых и самолюбивых; страшные обвинители, ревностные защитники.
Святой Григорий Нисский
…Любовь к ближнему и служение благу ближнего ради этой любви — важнейший нравственный долг христианина, и только тот, кто отдаст жизнь свою за друга, сохранит ее, а «кто сохранит жизнь свою, тот погибнет». (Матф. 16:25). Молиться за других, терпеть свою душу за грехи людей и молиться за них с любовью — это жертва, равной которой нет на земле; молитва — это «слезы ребенка». — Как говорит поэт, молитва — это чистейшая — святейшая созерцательная любовь; кто не любит, тот не может молиться! …. Любовь — это альфа и омега нашей жизни; это душа нашей души. Тот, кто не любит, «…как медь звенящая или как кимвал звенящий» (1 Кор 13:1): Мы не можем сеять добро вокруг себя, если его нет в нас самих; мы не можем дать другим то, чего не имеем сами. В благословении любви заключается благословение, которое обещано праведникам за могилой. Она начинается здесь, на земле, но полностью откроется, когда человек увидит «лицом к лицу» то, что сейчас постигает частично, «как зеркало в гадании». Любовь к ближнему и любовь к Богу — это не два, а одно чувство, проявляющееся в двух разных формах. Любви к Богу может противоречить только ложная любовь к людям, которая ставит тварь выше Бога; о такой любви Спаситель сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37). Любовь к Богу невозможна без любви к людям и наоборот. Тот, кто любит Творца, любит и Божье творение — особенно то, которое несет в себе образ Христа. Если мы любим творение, мы должны любить и Творца. В творении мы узнаем и любим Творца, а творения любим постольку, поскольку они отражают божественные совершенства. Чем больше мы привязаны друг к другу, тем ближе к нам Бог; чем меньше привязаны, тем дальше. Представьте себе геометрический круг. Центр — Бог; лучи — люди. Чем ближе лучи к центру, тем меньше расстояние между ними; чем дальше, тем больше расстояние. Все материальные частицы земного шара притягиваются силой притяжения к центру; по пути они сталкиваются, притягиваются друг к другу и все сливаются в единый центр. Человеческие существа также стремятся к Богу. Общая цель объединяет их и формирует одну семью, в которой Бог — Отец, а все люди — братья…..
Протоиерей Николай Троицкий
Воистину, великая вещь — мужчина, и драгоценная вещь — милосердный муж. Благотворительность — это когда вы щедро отдаете, когда вы думаете, что не отдаете, а получаете, когда вам кажется, что вы получили добро, когда вам кажется, что вы получили выгоду, а не потерю; иначе это не было бы благотворительностью, потому что быть благотворительным по отношению к другому — это радоваться, а не роптать. В самом деле, разве не абсурдно, если, избавляя другого от печали, вы подвергаете печали себя?
Святой Иоанн Златоуст
Жизнь дана нам для того, чтобы мы любили,
Любить без меры, без предела,
И освятить наш разум, нашу кровь и нашу плоть.
За всех, кто страдает, Посвящаем наш разум, нашу кровь и нашу плоть.
Жизнь дана нам для утешения
Утешать униженных и оскорбленных
И согревать, и питать
Утешать и питать нуждающихся и страждущих.
Нам дана жизнь, чтобы положить ей конец
Бороться с нашими страстями и ложью
И поселить в наших сердцах
Единая святая истина Божья.
А истина заключается в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И посвятить свой разум, свою кровь и свое тело.
За всех, кто страдает…!
Дьякон Савва (Остапенко)
Люди тратят деньги бесцельно и не думают о ближнем, которому нечего есть. Добрый поступок хорош только в том случае, если человек, совершающий его, жертвует чем-то ради себя: своим сном, душевным покоем и т.д. Только выполняя его, человек пребывает в этом мире. Только через жертву человек остается в родстве со Христом, ибо Христос есть жертва.
Святой Паисий Святогорец
Тот, кто истинно милосерден, кто общается со всеми сердцем, а не умом или устами, кто оказывает всем искреннее и сердечное уважение без лицемерия, словом, кто обнимает всех и носит всех в своем сердце с любовью, презирая все, что может быть препятствием для любви между ним и его ближним, — тот истинно милосерден. Все приношения и милостыня бедным не заменят любви к ближнему, если в сердце нет любви; поэтому, подавая милостыню, нужно всегда заботиться о том, чтобы она давалась с любовью, от сердца, добровольно, а не с печалью и скорбью по отношению к ним. Само слово «милостыня» указывает на то, что она должна быть делом и жертвой сердца и даваться с раскаянием или жалостью к несчастью бедного человека и с состраданием или сокрушением о собственных грехах, ибо милостыня, согласно Писанию, очищает всякий грех (Тов.12:9). Кто подает милостыню неохотно, с беспокойством, скупо, тот не знает своих грехов, не знает самого себя. Милостыня — это, прежде всего, доброе дело для того, кто ее дает. Милостыня хороша и полезна, когда она сочетается с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, тщеславия, лености, чревоугодия, прелюбодеяния, лжи, обмана и других грехов. Если человек не заботится об исправлении своего сердца и уповает на милостыню, он мало что получит от этого, потому что то, что он строит одной рукой, он разрушает другой. Подавайте бедным добросовестно, без сомнений и мелочности, помня, что в лице бедного вы оказываете милость самому Христу, как написано: как вы поступаете с одним из сих братьев Моих меньших, так поступайте и со Мною (Мф. 25:40). Знай, что твоя милостыня всегда ничтожна по сравнению с милостыней человека, дитя Божьего; знай, что твоя милостыня — земля и прах; знай, что вместе с материальной милостыней обязательно должна идти милостыня духовная: нежное, братское отношение к ближнему с искренней любовью; не позволяй ему заметить, что ты даешь ему взаймы, не показывай своего гордого вида. Кто дает, сказано, в простоте, тот любит с добротою (Рим 12:8). Скупец ценит вещи, но недооценивает человека, который нуждается в вещах; он жалеет вещи, но не жалеет человека, хотя человек — бесценное существо. Он не жалеет себя, но жалеет другого; он любит себя, но не любит другого. Ибо кто протянет руку свою без нужды? Когда ты даешь нищему, который не выглядит бедным, здоровым и недостойным, почему твое сердце жалеет его милостыню, покайся, потому что Божественная Любовь дает и нам Свои блага, в то время как у нас их уже достаточно (иначе мы сами были бы нищими). Гордость вызывает у богатых презрение и злобу к бедным и готовность смести их с лица земли, как будто они не имеют права жить и ходить по ней! О друзья моего Бога, мои бедные, нищие братья! Ты поистине богат духом, а я поистине беден, убог и нищ. Вы заслуживаете истинного уважения от нас, имеющих блага этого мира в изобилии, но бедных и скупых в делах добродетели: воздержании, кротости, смирении, бескорыстии, искренности и сердечности по отношению к Богу и ближнему».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Иоанн Кронштадтский
Что такое милосердие? Милосердие — это любить (наших личных) врагов, благословлять проклинающих нас, делать добро ненавидящим нас, причиняющим нам неприятности, изгоняющим нас, защищать гонимых и т.д.
Святой Иоанн Кронштадтский. Святой Иоанн Кронштадтский.
Ни одна из этих вещей не является благом, ни счастье, ни богатство, ни драгоценные одежды, но все они имеют только название благости. Эти вещи часто становятся причиной нашей гибели, если мы используем их не по назначению. Поэтому богатство только тогда будет благом для его обладателя, если он тратит его не только на удовольствия, не на пьянство и нечестивые удовольствия, но умеренно пользуется удовольствиями, отдавая остальное бедным на пропитание: тогда богатство — благо!
Святой Иоанн Златоуст
Если правда то, что ты говоришь, что с юности ты соблюдал заповедь благотворительности и давал всем столько, сколько давал себе, то как же ты достиг такого большого богатства? Забота о нуждающихся — это пустая трата богатства. Если бы ты одевал нагих, если бы давал хлеб голодным, если бы дверь твоя была открыта для всякого странника, если бы ты был отцом сирот, если бы сострадал всем больным, о чем бы ты теперь скорбел? Давным-давно вы бы с осторожностью расстались со своими деньгами, если бы любили своего ближнего.
Василий Великий
Человек ни в чем так не похож на Бога, как в своей способности творить добро.
Святой Григорий Богослов
Скажи мне тогда, что принадлежит тебе? Откуда вы взяли его и принесли с собой в свою жизнь? …Богатые, взяв общее, делают его своим, потому что приобрели его прежде других. Если бы каждый, взяв необходимое для удовлетворения своих нужд, отдавал излишки нуждающимся, никто не был бы богат и никто не был бы скуп. Не наг ли ты, когда выходишь из чрева матери твоей? Не обнажены ли вы и не вернетесь ли вы на землю?
Василий Великий.
Убийца — это не только тот, кто убивает с помощью оружия, но и тот, кто прокладывает путь к смерти или не спасает от нее, когда может. Вы не помогаете утопающему в воде, когда можете…. ты не избавляешь брата своего от рук убийц, когда можешь…. вы не впустите в свой дом того, кто дрожит от холода…. Вы презираете того, кто ранен и лежит на дороге….. Ты отнимаешь у ближнего твоего одежду, в которую он одет; ты отнимаешь у него пищу, которой он сыт. Не накорми голодного…. ты огорчаешь брата твоего злобою… ты ранишь его мечом… Короче говоря, вы отбираете у своего ближнего то, что ему нужно для жизни; вы убиваете его. Ты не помогаешь бедным, когда можешь, — ты убиваешь брата своего, ибо не уклоняешься от пути, по которому приходит смерть. Вы не помогаете ему, другой отказывается, и тогда брат, оставшийся без помощи, умирает. И ты, и другой, и третий, которые не помогли ему в его несчастье, виновны в его гибели, потому что вы могли бы предотвратить его гибель своей помощью, но вы не захотели, потому что у вас не было любви.
Святой Тихон Задонецкий.
Они не дают милостыню, потому что будут пить и т.д. Если он пьет, это меньший грех, чем тот гнев, который мы вызываем в нем своим отказом, и та черствость и неодобрение, которые мы культивируем в себе.
о. Александр Ельчанинов
У вас нет денег, но есть желания; откажитесь от них и с их помощью творите добро. Разве нельзя делать добрые дела плотской рукой? И если прогневается на тебя брат твой, оставь его (Луки 17:3), по слову Господа, и это будет для тебя великой милостыней….. Великое дело, если человек, имея деньги, дает подаяние бедным; и миловать своих ближних в их проступках для прощения грехов, так как душа по своей природе праведнее плоти.
Преподобный Марк Убийца
Ибо как одно наводнение заливает многие широкие равнины, так и богатства одного дома достаточно для спасения многих бедных, если только скупое и необщительное сердце, как камень в устье, не остановит наводнение.
Святой Григорий Нисский
Пока вы плывете в безопасности, протяните руку помощи потерпевшим кораблекрушение. Море одно для всех, те же неспокойные волны, подводные скалы, обрывы и другие опасности жизненного плавания одинаково страшны для пловцов. Пока вы не страдаете, пока вы благополучно плывете по морю жизни, не проходите безжалостно мимо кастаньет. Кто гарантирует вам стабильное и безопасное путешествие? Вы еще не достигли своего пристанища. Ваша жизнь еще не достигла берега; вас все еще бросает по морю жизни. Как вы страдаете, так будут страдать и спутники вашего путешествия.
Святой Григорий Нисский
Милосерд Тот, Кто в Своей мысли не отличает одного от другого, но всех милует.
Преподобный Исаак Сирин
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан» (Пр. 21:13). Мы часто удивляемся, почему Бог не слышит наши молитвы. Конечно, бывали случаи, когда мы затыкали уши от высказываний, которыми мы принижали нуждающихся.
Святой Феофан Затворник
Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но и тем, что делают что-то хорошее. Если они этого не делают, то они …. они не лучше мертвых.
Святой Григорий Богослов
Маленькие добрые дела — это вода для цветка личности человека. Человеку, который голоден или долго голодал, не обязательно съедать полфунта хлеба; ему достаточно съесть полфунта, и его организм обновится. Сама жизнь дает прекрасные примеры и образы важности мелочей. Совсем не обязательно смешивать бочку теста с бочкой дрожжей. Достаточно внести немного дрожжей, и вся бочка прокиснет. То же самое относится и к хорошим вещам: самая маленькая вещь может оказать огромное влияние. Поэтому не стоит пренебрегать наименьшим благом и говорить себе: «Я не могу сделать наибольшее благо — и не буду заботиться ни о каком благе». Большое благо — это только крыша, построенная на стенах — кирпичах — малого блага. Вот как спасается человек: из малого приходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в большом.
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Постепенно, помогая ближнему, вы достигнете того момента, когда будете желать его блага как своего собственного, а его успеха как своего собственного. Вот что значит любить ближнего, как самого себя.
Авва Дорофей
Тот, кто дает волю добрым порывам своего сердца, обогащает прежде всего себя — его душа обогащается светом, целительной силой, радостью и миром, которые исцеляют все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный, напротив, сжимает свое сердце, впускает в него холод, вражду, смерть.
о. Александр Ельчанинов
Только в их сознании миллионер владеет своими миллионами. На самом деле они находятся во владении миллионера, который в основном привязан к ним, принужден к определенному образу жизни, привязан к определенному кругу людей, принужден к подозрительности, лжи, лести, зависти, раболепию, неискренности, покушениям на его жизнь — физическую и психическую. Откровение очень резко высказывается о таком богатстве: Ты говоришь о себе: я богат, и обогатился, и не имею нужды, и не знаешь, что ты убог, и нищ, и беден, и слеп, и наг (Откр. 3:17). В противоположном смысле это можно сказать о каком-нибудь материально бедном человеке, который богат добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видит только свою бедность, свое земное ничтожество: Ты говоришь, что ты беден, худ и нищ и нуждаешься во всем, и ты не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и никто не может лишить тебя этого богатства, которое приносит тебе вечное блаженство….. Собственность — это проводник любви Бога и человека. Но люди часто из корыстных побуждений делают его проводником ненависти к Богу и человеку. Не является ли все это рабством, порабощением, которое увеличивается по мере роста состояния? Разве удивительно, что можно купить за деньги? Является ли душевный покой, высшее счастье, одним из приобретений? Эта прозрачная гармония жизни и есть Царство Божье внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и свободе сердца. Кто сеет скупо, тот и пожнет скупо, а кто сеет щедро, тот и пожнет щедро». Имущество, которое дается, приносит благословение. Украденное имущество приносит проклятие. Истинное обладание человека сокрыто только в этом евхаристическом свойстве, исходящем от Бога и к Богу через человека. «Мое только то, что я дал». — говорит святой Максим Исповедник. Он дал … кому? — К Богу, к нуждающимся людям. Как написано: «Он расточал, он давал бедным, праведность его пребывает вовек» (Псалом 111:9). Человек может стать богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть те, кто «спрятал его для себя», кто зарыл свое богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, которые только начинают считать себя призванными справедливо распределять его в мире. Да, если бы все люди до конца прониклись этим истинным созерцанием реальности, как по-другому сложилась бы их жизнь; как рассеялись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, сменяющие одна другую в мире, и возобладало бы одно правильное, истинно христианское отношение к земным ценностям.
Архиепископ Иоанн (Чессингтон)
Не отказывай в пище бедному и не терзай глаз того, кто в нужде; не огорчай душу голодного и не огорчай человека в его бедности; не раздражай сердце того, кто уже опечален, и не откладывай подаяние тому, кто в нужде; Не отвращай лица твоего от бедного, не отвращай глаз твоих от нищего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо когда в скорби души своей он проклинает тебя, то Сотворивший его услышит молитву его. …Обрати ухо твое к бедному и отвечай ему ласково, с кротостью сердца; избавь страждущего от руки страждущего, и не будь малодушен в судах твоих.
(Сир 4:1-10).
Когда земля парализована, ее нельзя полить несколькими каплями воды. Как есть нужда, так должна быть и помощь. Каково состояние дающего, такова должна быть и милостыня. Богатые дают больше, бедные могут давать меньше. Помогайте, пока еще можно помочь, давайте, пока еще не поздно, пока бедняк не погрузился в отчаяние, пока он не поддался воровству и другим порокам, пока он не умер от голода и холода.
Святой Илия Миниатюра
Первое — дарить добро друзьям или тем, кто одарил добротой или вознаградил за доброту, в соответствии с разумом; второе — дарить добро любому, кто не одарил добротой за доброту, это человеческая доброта; и третье — дарить добро тем, кто недоброжелателен к нам и иногда даже причиняет нам вред, это превосходит все слова.
Святой Исидор Пелусиот
А то, что тратится на пышность и разврат, не лучше ли отдать церквям и монастырям? Не может и десятой доли того, что тратится на содержание. не может быть отдан на помощь вдовам и сиротам, на освобождение заключенного от долгов, на пропитание голодающей семьи бедняка? Но первое желанно для мира и исполняется, а второе необходимо для души и поэтому не исполняется. И все пойдет на пропитание и одежду для этого животного тела, но ничего не пойдет на милостыню для души. О, несправедливость человека! О, страдания души! Твоя душа, о человек, погибает от голода добрых дел, а ты не страдаешь?
Святой Илия Минятий.
Но вы называете себя бедным, и я согласен. Именно тот, кто беден, нуждается во многих вещах. Что делает нас нуждающимися, так это ненасытность наших желаний. Неустанные усилия не останавливают желание, а только разжигают его. Они не столько радуются тому, что у них в руках, каким бы большим оно ни было, сколько печалятся о том, чего у них нет и чего, как им кажется, им не хватает, поэтому их души всегда тревожит беспокойство, им хочется все больше и больше. …У тебя одно утвердительное слово: не имею, не дам; ибо сам ты беден. Действительно, вы бедны и скупы на все хорошее; бедны в любви, бедны в любви к людям, бедны в вере в Бога, бедны в вечной надежде. …Ты беден; но, конечно, есть другой беднее тебя. У тебя хлеба на десять дней, а у него на один. Как добрый и благоразумный человек, отдайте излишки нуждающимся. Не медлите давать от малого; не ставьте свою выгоду выше общей беды.
Василий Великий
Не стоит думать, что существует только один вид богатства — деньги. Можно быть богатым в богатстве молодости, иметь сокровище талантов, одаренности, иметь капитал здоровья. Все эти богатства в то же время являются препятствиями на пути к спасению. Материальное богатство порабощает нас, углубляет наш эгоизм, загромождает наше сердце, угнетает нас заботами и тревогами и требует самопожертвования, как ненасытный демон. Он не служит нам, но мы склонны служить ему. Но разве не то же самое происходит с богатством здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Разве они не возвеличивают нашу гордость, не берут в плен наше сердце и не уводят его от Бога? Да, поистине блаженны бедные в смысле имущества, как легко они обретают евангельскую легкость духа и свободу от земных уз, но блаженны и те, кто не имеет здоровья и молодости (ибо страдающие плотью перестают грешить), блаженны некрасивые, неталантливые, неуспешные — у них нет главного врага — гордости, ибо им нечем гордиться…..
Преподобный Александр Ельчанинов
Каждый моряк близок к кораблекрушению, и чем ближе он к нему, тем мужественнее плывет. Таким образом, каждый человек, обремененный телом, приближается к телесной беде, и чем ближе он к ней, тем мужественнее идет с поднятым лбом, не глядя на тех, кто лежит перед ним. Когда ты плывешь под попутным ветром, протяни руку помощи брошенному; когда ты наслаждаешься здоровьем и богатством, помоги страждущему. Не ждите, пока вы на собственном опыте узнаете, как велико зло — бесчеловечность, и как велико добро — сердце, открытое для тех, кто в нем нуждается. Вы не хотите дожить до того времени, когда Бог поднимет руку (Псалом 73:3) на тех, кто подставляет шею и презирает убогих. Не забывайте о проблемах других людей. Она не будет мала для того, кто нуждается во всем, и не будет мала для Самого Бога, если даяние в Его власти. Вместо большого подарка принесите усердие. Ты что, ничтожество? Утешьте себя слезой. Великий целитель жалеет, когда его жалеет сердце; несчастье сильно смягчает искреннее сострадание. Ты, человек, не должен считать человека ниже животного, которое закон повелевает тебе поднять, если оно упало в канаву, или привести к хозяину, если оно заблудилось (Исх 23:4-5; Втор 22:4)….. Если мы обязаны быть милосердными и к безгласным, то насколько велика должна быть наша любовь к тем, кто принадлежит к тому же виду и достоинству, что и мы? Этому нас учат разум, закон и праведники, которые считают, что лучше быть милосердным, чем получать милости, и что милосердие лучше эгоизма.
Святой Григорий Богослов
…И если перед нами стоит нищий, который от голода едва может говорить, мы отворачиваемся от того, кто с нами в одном существе, мы отвращаемся от него и спешим прочь, как бы боясь, что, идя медленнее, мы станем причастниками того же несчастья. А если, стыдясь своего несчастья, он смотрит на землю, мы говорим, что он занимается лицемерием. Но если он смело смотрит на нас с жестоким голодом, мы снова называем его бесстыдным и наглым. Если, кстати, он прикрывается прочной одеждой, которую ему кто-то подарил, мы прогоняем его как ненасытного и проклинаем за то, что его бедность очевидна. А если он покрыт сложенными одеждами, то мы снова прогоняем его за его зловоние. …Тот, кто имеет возможность исцелить зло, но добровольно и из жадности откладывает это, по справедливости может быть осужден наравне с убийцами. Кто раздевает нагого, тот называется разбойником; а кто не одевает нагого, хотя и может это делать, достоин ли он иного имени? Голодному принадлежит хлеб, который ты хранишь; нагому принадлежит одежда, которую ты хранишь в своем хранилище; обутому принадлежит обувь, которая у тебя гниет; нуждающемуся принадлежит серебро, которое ты запер. Поэтому всем, кого вы обидели, и кого вы могли бы обеспечить.
Василий Великий
Пусть стойкие помогают слабым, жестокосердные утешают немощных, трезвые поднимают сонных, твердые дают совет капризным, самообладающие наставляют неразумных и нечестивых.
Ефрем Сирин
Пусть также будет известно, что не все богатые будут осуждены на мучения; не все бедные и обездоленные будут отправлены в рай. Многие из богатых будут в Царстве Небесном; многие из бедных будут в адском огне. …Те богачи, которые получают свое богатство от безгрешных занятий, от собственного труда, от справедливых податей, которые к тому же милостивы и благотворительны, — такие, как мы уже говорили, приобретают себе великое спасение. Разве мы не слышим, что многие, кто был богат в этой жизни, теперь находятся в Царстве Небесном? Царь Давид был богат, святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков не были бедными, но все они спасены. Также в новой благодати было много царей и вельмож, богатых и славных, которых мы знаем как спасенных, и некоторые из них даже причислены к лику святых во Святом Святых. …А бедные, убогие, ленивые работать и трудиться, пользующиеся воровством, или доходящие до грабежа, или делающие что-либо другое греховное, или ищущие пропитания только от милостыни, от подаяний людей, и стоящие в глазах людей как подати, в то время как другие могут работать и зарабатывать себе на жизнь, — такие не получат милости от Бога и Царства Небесного в будущей жизни. …Итак, праведные и добродетельные богаты и в этой жизни, и в жизни будущей наследуют богатство небесное. А воры, мошенники, пьяницы, копатели, загрязнители и бродяги будут нищенствовать здесь и там, и, кроме того, будут осуждены на вечные муки, горе тем, кто имеет и получает в лицемерии, или тем, кто может помочь себе, но хочет получить от других, Ибо кто берет и получает в лицемерии или в праздности, вместо того, чтобы работать и помогать другим, тот будет наказан Богом за то, что украл часть у бедных, от чего Христос Бог по Своему милосердию спасет нас! ..
Святой Димитрий Ростовский.
Когда вы отдаете, отдавайте щедро, с лицом, озаренным радостью. И давайте больше, чем просите. Не делайте различий между богатыми и бедными. Не задавайтесь вопросом, достоин он или недостоин. Пусть все люди будут равны перед Тобой, чтобы Ты мог привлечь недостойных к добру. Господь ел с мытарями и блудницами. Он не удалил от Себя то, что было недостойно, и таким образом Он привлек всех. Поэтому сделайте всех людей равными, даже неверующих и убийц, делая добро и оказывая честь, и в каждом человеке видьте брата своего, даже если он по невежеству отступил от истины.
Святой Исаак Сирин
Фермер, который надеется, что его семена, посеянные в землю, принесут больше плодов, чем посеяно, не прекращает сеять. Но глупые люди… думают, что не погибнет только то богатство, которое тратится на видимое, то есть на суету и прихоти мира сего. Поэтому они сами тратят свое богатство не на милостыню, а на плотские похоти, и смеются над теми, кто расточает и раздает бедным.
Святой Тихон Задонецкий
Не судите, кто достоин, а кто недостоин (вашего милосердия). Может случиться так, что при выборе самого достойного вы ошибетесь. Но если кто-то сомневается в этом, пусть поймет, что лучше оказывать доброту недостойным ради достойных, чем быть осторожным с теми, кто менее достоин, и подозревать усердных. Ваша разборчивость и взвешивание того, кому по справедливости подходит ваше пожертвование, а кто его недостоин, также побуждает некоторых друзей Божьих к богохульству. Награда за это — вечное наказание огнем. Поэтому, поскольку вы свободно даете всем нуждающимся, естественно, что вы вовлекаете их в свой круг привилегированных, способных требовать для вас спасения от Бога. Итак, не судите, да не судимы будете: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить; мерою доброю, довольною, простертою и переполненною, возвращено будет вам (Мф 7:1-2; Лк 6:37-38). …Радостный благотворитель — это тот, кто радуется, давая, и не скупится, как тот, кто сеет (обильно), чтобы дать обильно и пожать обильно; он дает без ропота, без упрека или печали, с состраданием; это и есть истинная благотворительность. Но еще лучше тот, о ком Господь в другом месте сказал: Всякому, просящему у тебя, давай (Лк 6:30). Такая щедрость действительно свойственна Богу. Это учение о совершенстве: не жди, когда тебя попросят, но ищи тех, кто достоин доброго дела. Откройте свое сердце для всех, не отворачивая глаз от их тел с презрением и не относясь к их старости с недоброжелательностью. Если кто-то из них очень беден, уродлив или болен, не жалейте его и не отворачивайтесь от него. Все это — лишь одежда, наброшенная на нас извне; это лишь инструмент нашего вхождения в мир, чтобы в общей школе мы могли обращаться друг с другом….. Почему же тогда Богу должны быть открыты какие-то другие тайны любви? Он отдал Свою жизнь за каждого из нас, что стоит всей Вселенной. Он хочет, чтобы мы пожертвовали этим друг для друга. Если мы обязаны отдать жизнь за наших братьев и желаем вступить в этот союз со Спасителем, должны ли мы цепляться за то, что принадлежит этому миру, который сам по себе есть нечто бедное, чуждое (нашему существу) и тленное?
Климент Александрийский
Источник: