И сказал Господь: Я видел бедствие народа Моего в Египте и слышал вопль его через надзирателей его; Я знаю скорби его, и пришел избавить его от руки Египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и великую, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
Исход 3:7-8
Евреи, возможно, единственный народ на планете, у которого отношения с Богом похожи на семейные. Господь Бог Израиля склонен к обидам и вспышкам гнева, Ему трудно угодить, но Он всегда будет защищать тех, кто Ему верен. История Исхода, основополагающий еврейский миф и один из величайших эпосов в истории человечества, — это история о том, как трудно, но почетно быть избранным народом. А как тяжело быть главным пророком и лидером этого народа — невозможно даже представить.
История путешествия народа Израиля (евреев) в Палестину из Египта, где они находились в рабстве, описана в книге Ветхого Завета, которая называется Исход на латыни и Исход на русском языке. Это вторая книга главного священного писания евреев — Торы. Всего существует пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Под названием Пятикнижие они составляют начало Ветхого Завета. В еврейской традиции Исход приписывается самому пророку Моисею, хотя в данном случае текст, по-видимому, включает его собственную смерть и погребение.
Тот факт, что Исход следует сразу за книгой Бытие о сотворении мира, изгнании первых людей из рая, потопе и основании нации Израиля патриархом Авраамом, показывает, насколько важна была эта книга для евреев. Фактически, Исход — это история становления их как нации, обретения ими собственных законов и государства. Конечно, все это было ниспослано Богом Яхве, а значит, священно и неприкосновенно.
Вот что говорит нам об этом Библия.
Художники восемнадцатого и девятнадцатого веков любили с размахом изображать исход евреев из Египта. Это выглядит очень величественно.
Вся история началась с еврейского мальчика по имени Иосиф, сына Иакова. Иаков, внук правнука Авраама, однажды боролся с самим Богом в облике человека и победил его, за что был назван Израилем — «соперником Бога». Тогда и народ, произошедший от него, был назван Израилем. Иосиф, прозванный Прекрасным, мудрый и талантливый юноша, умевший ловко толковать сны, был приближенным фараона, и благодаря ему евреи в Египте жили очень хорошо.
Однако шли годы, Иосиф умер, число евреев увеличилось (10-15 детей на семью было нормой), и новые фараоны решили, что они ничего не должны евреям. Поэтому египтяне заставляли израильтян тяжело работать и в конце концов поработили их.
Израильтяне находились в плену более двух веков, все это время утешая и ободряя друг друга легендой о своем грядущем спасении. Тем временем другой фараон, видя, что рабы не перестают размножаться, приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Женщина по имени Иохаведа в отчаянии положила своего ребенка в плетеную корзину и отправила ее в плавание по Нилу, надеясь на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не заблуждайся: Йохавед послала свою старшую дочь Мириам присмотреть за ребенком.
Удивительно, но крокодилы не заинтересовались младенцем, а вот дочь фараона, отдыхавшая у реки, заинтересовалась. Принцесса приказала слугам принести корзину для младенца и, по совету Мириам, которая вовремя выскочила из кустов на берегу, нашла еврейскую кормилицу для ребенка — которым, как легко догадаться, был Йохавед.
Моисей выловил из воды дочь фараона и случайно оказавшуюся там Мириам.
Но это было только начало истории. Когда приемный мальчик фараона, которого звали Моисей («моше» означает «вытащенный из воды»), вырос и узнал о бедственном положении своего народа, первое, что он сделал, это убил египетского надсмотрщика, который жестоко обращался с еврейскими рабами. Фараон изгнал Моисея из страны.
Странствуя за пределами Египта, Моисей успел жениться и родить двух сыновей. Однажды он увидел в пустыне куст, который горел, не сгорая («несгораемый куст»). Из куста раздался голос Бога, призывающий Моисея вернуться в Египет и вывести свой народ. Ему была обещана земля Ханаанская, земля обетованная, для обитания (т.е.
Фараон, естественно, не хотел отпускать свою многочисленную, бесплатную рабочую силу без ведома. Затем Бог обрушил на страну серию стихийных бедствий и болезней, которые стали известны как «египетская десятка». После десятого, наконец, до фараона дошло, что Моисей и его брат Аарон — не шутка, и евреям разрешили уйти.
По пути избранный народ пережил множество чудес: они перешли Красное море по его дну (Бог, по просьбе Моисея, разделил воды и вновь соединил их, утопив преследующих египтян), они получали пропитание путем прямой доставки с небес («манна с неба») и законы с небес, Моисей черпал воду, ударяя посохом по скале….. Но почему-то всего этого оказалось недостаточно, чтобы евреи усомнились в своем Боге и поклонились тельцу, отлитому из золота.
Поэтому они бродили и проклинали свой народ, говоря, что ни один из тех, кто вышел из Египта, никогда не увидит Землю Обетованную, но только когда все порабощенные будут истреблены. Поэтому евреям пришлось сорок лет скитаться по пустыне, а сам Моисей умер, увидев Ханаан лишь издалека. За этим последовало завоевание дальнейших земель, но это уже другая история.
Самое удивительное в этой великой легенде то, что она, скорее всего, выдумана от начала до конца. Однако кажется, что достаточно убрать из истории божественное вмешательство и объявить счастливыми или трагическими случайностями все, что нельзя объяснить без божественного вмешательства, и история великого переселения одного народа готова.
Проблема, однако, заключается в том, что Исход евреев не подтверждается археологическими данными. В древнеегипетских текстах нет упоминаний о человеке по имени Моисей и его брате Аароне. На Синайском полуострове, раскопанном археологами, нет никаких следов огромной группы людей. На территории современного Израиля и Палестины, где находится древнейший город-крепость Иерихон (его разрушение громкой трубой описано в Книге Исход), следов массового вторжения также не обнаружено. Более того, есть свидетельства (косвенно в Библии), что семиты жили в этих местах с незапамятных времен и не пришли ниоткуда.
Рамзес II, Эхнатон, Хатшепсут — три претендента на роль фараона, отказавшегося отпустить евреев
Любые попытки найти свидетельства Исхода в исторических событиях наталкиваются лишь на «косвенные улики». Например, светлокожие рабы на некоторых настенных росписях в гробницах выдающихся египтян были интерпретированы как семиты. Они идентифицируют фараона, при котором произошел Исход, как могущественного Рамзеса II Великого, фараона 19-й династии, правившего примерно в 1279-1213 годах до н.э. — и при этом они полагаются исключительно на библейские ссылки на то, что этот фараон правил очень долго. Во время правления Рамсеса II Египет достиг наивысшей точки своего расцвета, максимально приблизившись к тому, что принято называть империей — как по площади государства и количеству покоренных народов, так и по материальным богатствам, и монументальному искусству. В последнее время стала популярной другая версия — что евреи покинули Египет при его сыне Мернептахе. А принцесса, подхватившая младенца Моисея, идентифицируется как Термутис, дочь Рамзеса II от одной из его наложниц.
Стела Мернептаха.
Но письменные источники, на которые опираются сторонники этих гипотез, трудно интерпретировать однозначно. В 1896 году в Фивах была найдена так называемая Мернаптахская стела — египтяне часто делали такие стелы как памятники военным победам того или иного фараона: вверху изображен фараон, топчущий своих врагов, а внизу — подробное описание его достижений. Текст на стеле Мернептаха описывает успешную ливийскую кампанию фараона, но среди побежденных народов или городов упоминается некий Исириар или Исириал (есть разночтения в чтении иероглифов). Некоторые специалисты трактуют его как описание вооруженного конфликта на берегу Красного моря, который египтяне, согласно лучшим традициям всех времен и народов, изображали как поражение врага, за которым последовало его паническое бегство. Но эта гипотеза выглядит довольно натянутой.
Еще одним произведением, на которое опираются сторонники историчности Исхода, является «Речение Ипувера», один из самых известных текстов древнеегипетской литературы. Но его историчность также оспаривается.
Рукопись «Речи Ипувера» является востребованным и даже иногда найденным письменным источником, подтверждающим реальность Исхода
Речь Ипувера» существует в единственном экземпляре, на сильно поврежденном папирусе 19-й династии. Это мощный поэтический текст, описывающий ужасные бедствия, постигшие землю Египта — захват и разграбление прекрасных городов и храмов как иностранными варварами, так и египетскими толпами, неурожай и голод, болезни и смерть, трупы в дельте Нила, массовое женское бесплодие и другие ужасы. Часто проводят параллели между событиями, описанными в Речении, и десятью казнями египетскими, которым Бог подверг страну фараона, отказавшегося отпустить евреев.
Попытки найти историческое соответствие тому, что описано в тексте, до сих пор не увенчались успехом. В настоящее время наиболее принятой является точка зрения немецкого египтолога Герхарда Фехта, который в 1972 году интерпретировал Ипуверскую речь как позднюю копию текста, созданного во время Первого промежуточного периода, так называемого Темного периода (2250-2050 гг. до н.э.). В эту эпоху власть в Египте перешла от фараонов к правителям городов-номархов, которые не могли поддерживать порядок в своих землях — фактически в стране царили анархия и беззаконие. Страна распалась на 24 отдельных округа городов-кочевников, одна ирригационная система, связанная с Нилом, была разрушена, что привело к голоду и беспорядкам в городах.
Существует и другая гипотеза, согласно которой «Речь Ипувера» — не более чем выдумка. Это может быть описание царства мертвых: немецкий ученый Людвиг Моринц видит параллели между «Речью» и древнешумерскими «жалобами мертвых», особым жанром древней поэзии, призванным подчеркнуть, что на земле все лучше, чем в будущем. Кроме того, неизвестный Ипувер может предстать как пророк, описывающий некое воображаемое грядущее бедствие — это объясняет возвышенные интонации и логическую запутанность повествования.
Царь Саргон, который был «мальчиком с корзинкой» задолго до Моисея.
Но параллели между Исходом и историей ученые ищут скорее для развлечения, чем для серьезного доказательства (а евреи просто верят). Еще интереснее вот что. Дело в том, что в этой легенде много бродячих мифологических и сказочных мотивов, а также исторических, но заимствованных из других культур. Так, законы, принесенные Моисеем с горы Синай (а он принес оттуда не только скрижали с десятью заповедями), в некоторых местах перекликаются с Кодексом Хаммурапи.
А история о спасении ребенка Моисея из воды почти дословно совпадает с более древней легендой о детстве аккадского царя Саргона. Надпись на одной из его статуй рассказывает о том, как после рождения в бедной семье он оказался у приемного отца.
Моя бедная мать зачала и родила меня в тайне.
Она положила меня в тростниковую корзину и вымазала мою дверь горной смолой.
Она бросила меня в реку, но река не утопила меня.
Река подхватила меня и понесла к Акке, ирригатору…..
Короче говоря, весьма вероятно, что миф об Исходе уже был написан, когда семитские царства Израиль и Иуда, они же Север и Юг, были завоеваны сначала вавилонянами, а затем персами. Жители этих царств отчаянно нуждались в сохранении своей культуры, языка и поклонения единому Богу под игом завоевателей. Из осколков исторических свидетельств была собрана целостная картина того, как один и тот же Бог заботился о своем народе, избавил его от рабства и дал ему прекрасную землю в вечное владение.
Вавилонское пленение евреев, в отличие от египетского, подтверждается археологией
Гипотеза, выдвинутая историком и экспертом по древнееврейской культуре Стивеном С. Рассел рисует довольно элегантную картину того, как кусочки мозаики могли быть собраны вместе. Северное царство Израиля сохранило знания о кочевых пастухах, которые, возможно, часто мигрировали в Египет и обратно в зависимости от кризисов, периодически охватывавших страну — так что сама идея Исхода могла принадлежать им. А южное царство Иудея было занято частыми войнами с Египтом и его соседями, поэтому ему принадлежат те страницы Исхода, которые повествуют о военных победах избранного народа над жителями Земли Обетованной.
Что если бы «Десять казней египетских» были правдой? Точнее, если они были реальны, что могло их вызвать?
Примерно такой вопрос поставила однажды группа европейских и американских биологов во главе с главным эпидемиологом Нью-Йорка Джоном С. Марром. В 1996 году на основе этого исследования Марр написал работу под названием «Эпидемиологический анализ десяти египетских казней», которая впоследствии стала основой для документального фильма. Увлеченный этой темой, эпидемиолог написал и опубликовал успешный технотриллер «Одиннадцатая казнь» — о безумном ученом, намеренном воспроизвести эффект библейских казней в современности.
Гипотеза Марра и его коллег была основана на предположении, что Десять казней начались с мощного извержения вулкана, сопровождавшегося взрывом. Что произошло дальше?
Наблюдение восхода солнца на горе Синай является популярным туристическим развлечением, потому что вулканы не угрожают извержением.
- Повышение температуры воды вызвало покраснение фитопланктона — явление, известное как «красные приливы» («вода превратилась в кровь» — первая редакция).
- Токсины, выделяемые планктоном, вызвали массовый побег жаб, которые затопили дома египтян, живших у воды (вторая казнь).
- Рыба, погибающая от тех же токсинов, принесла в реку полчища мух рода Culicoides, переносчиков инфекции, и рептилий, которые жалили людей и домашний скот (это явление делится на две — третью и четвертую казни).
- Зараза, переносимая мошками и рептилиями, естественным образом вызывала вымирание скота и появление нарывов на коже у людей (пятая и шестая казни)
- Гром, молния и раскаленные камни, падающие с неба (седьмая чума), были прямым результатом извержения вулкана.
- Тот же ветер, который принес катастрофическую бурю, принес в Египет саранчу, которая пожрала все посевы (восьмая чума).
- Тот же вулкан вызвал погодную аномалию, и уничтоженные посевы больше не могли удерживать почву — поднялась песчаная буря, затмившая солнце (это девятая чума, «тьма египетская»).
- На уцелевшее зерно попали экскременты саранчи, заразив его грибком Stachybotrys chartarum. Токсины грибка отравили верхний слой зерна. По египетской традиции, старшие сыновья первыми получали пищу за столом (и имели право на двойную порцию), а самые сильные молодые животные первыми попадали в корыто. Именно они были отравлены токсинами. Книга Исход описывает это как десятую чуму, которая убила всех египетских первенцев.
Таким образом, божественная казнь, по толкованию ученых, превратилась в катастрофическое природное явление с разрушительными последствиями, лишившее египтян пищи и поразившее их болезнями. Тот факт, что евреи выжили в этой катастрофе, возможно, был позднейшей вставкой реального пугающего события в рассказ.
Вулкан, с которого все началось, возможно, был Санторин — именно его извержение и взрыв уничтожили минойскую цивилизацию на Крите (ту самую, которая построила Кносский дворец с лабиринтом и Минотавром). Все это достигло Египта в виде цунами, облака пепла и бури. Кстати, Красное море, которое рассеялось перед евреями, также могло быть вызвано цунами.
Другим потенциальным виновником является вулкан Аль-Бадр в Саудовской Аравии. Она также считается главным кандидатом на роль горы Синай, поскольку во время встречи Моисея с Богом вершина горы была окутана грозовым облаком. Отождествление ныне существующей одноименной горы с местом библейских событий восходит к более поздней традиции.
Идея монотеизма (монофелитства) не была изобретена древними евреями. Первым человеком, получившим такое божественное откровение, был египетский фараон Аменхотеп IV из XVIII династии, вошедший в историю как Эхнатон. Изменение названия было связано с тем, что фараон хотел отречься от старых богов: Аменхотеп означает «Амон доволен» (Амон — бог солнца, более известный как Ра), Эхнатон — «полезный Атону» (Атон — единственный бог солнца, не высший, но превосходящий всех богов). Не у него ли Моисей позаимствовал идею монотеизма?
Впервые эту мысль высказал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своей работе «Моисей и монотеизм» (полное название — This Man Moses and Monotheistic Religion, 1939). Как еврей, воспитанный в строгих традициях иудаизма, Фрейд был глубоко заинтересован в глубоких корнях религии и культуры своего народа. Он предположил, что Моисей мог носить имя Осарсиф, один из учеников Эхнатона, о котором упоминает в своих трудах римский историк Иосиф Флавий.
На самом деле женой Эхнатона была Нефертити, в честь которой до сих пор называют салоны красоты.
Осарсиф был знатным египетским жрецом Осириса. Он стал последователем новой религии и был изгнан с высоких постов после смерти Эхнатона. Затем Осарфис завоевал доверие рабов-семитов и способствовал их побегу из Египта. В доказательство своей гипотезы Фрейд приводит тот факт, что обряд обрезания, введенный Моисеем, изначально был модным среди знатных египтян — он выполнял не столько религиозную, сколько гигиеническую функцию (хотя физическая чистота в сознании египтян была тесно связана с духовной и интеллектуальной чистотой). Далее, согласно Фрейду, имя Атон на иврите имело форму Адонай («Господь»), одно из имен бога Яхве.
Современный египетский писатель Ахмед Осман, известный своими ревизионистскими теориями заговора а-ля Николай Фоменко, вообще считает, что Моисей и Эхнатон — это один и тот же человек. Существует также любительская гипотеза, что принцесса Хатшепсут, дочь Тхутмоса I и одна из четырех женщин-фараонов Египта, была Моисеем. Она правила в 15 веке до н.э., за 300 лет до Рамзеса II. В этой гипотезе Моисей отождествляется с фараоном Тутмосом II, сводным братом и мужем Хатшепсут (инцест в семьях египетских фараонов был нормой, даже обязанностью), или с архитектором Сенмутом, который, возможно, был ее фаворитом. Косвенно в пользу этой гипотезы говорит тот факт, что внешность Тхутмоса II, если судить по статуям и картинам, была скорее семитской, чем египетской. В отличие от него, исторический Тутмос II, хотя и провел ряд успешных военных кампаний, не был замечен в попытках вывести семитов из Египта.
Пасха мимо
Десятая и решающая казнь: ангел смерти забирает первенцев египтян и игнорирует евреев
В память об Исходе евреи отмечают праздник Песах — его название буквально означает «прошедший мимо», «прошедший мимо». Это потому, что во время десятой чумы в Египте Бог повелел всем евреям помазать дверные косяки своих домов кровью жертвенного агнца — чтобы Господь наказания мог войти в дома без этого знака и забрать первенцев египтян.
И пройду Я в эту ночь по земле Египетской, и истреблю всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и произведу суд над всеми богами Египетскими. Я — Господь.
И кровь будет вам знамением на домах, где вы находитесь, и Я, видя кровь, пройду над вами, и не будет среди вас язвы, когда буду поражать землю Египетскую.
И будет вам памятен день тот, и будете праздновать его в праздник Господу во все роды ваши, как праздник вечный.
(Исход 12:12-14)
Тайная вечеря, описанная в Новом Завете, была традиционной пасхальной трапезой, которая начинается на 14-й день весеннего месяца нисана и длится семь дней. Иисус, будучи евреем по рождению и воспитанию, придал ему новое значение. А в раннем христианстве именно в эти дни стали проводиться службы и трапезы в честь божественной жертвы Христа, которые также стали называться Пасхой. Но об Исходе евреев из Египта христиане больше не вспоминают.
Моисей в отчаянии нарушил десять заповедей — это один из самых драматичных моментов Исхода. Рембрандт изобразил его именно таким.
Легенда об Исходе была настолько мощным и монументальным повествованием, что долгое время она не имела в культуре иных интерпретаций, кроме самого библейского текста. Логичнее всего было перевести эту историю на язык музыки — искусства, способного выразить невыразимое и описать неописуемое. Именно композиторы первыми взялись за эту непростую задачу — в эпоху барокко, тяготея к богатым замысловатым структурам, ярким эмоциям и представлению о Боге как о непостижимом и всеобъемлющем существе.
Оратория Георга Генделя «Израиль в Египте» (1739) — это торжественная и трагическая история, в которой страдающий еврейский народ (изображаемый хором) занимает центральное место. Карл-Филипп Бах, один из многочисленных детей Иоганна Себастьяна Баха, разбавил монументальность настоящей человеческой драмой — Моисей занимает заглавную роль в его оратории «Израиль в пустыне» (1769). Джоакино Россини, создатель оперы «Севильский цирюльник», написал оперу «Моисей» (1818), основанную на библейском каноне.
В свою очередь, австрийский композитор-экспрессионист XX века Арнольд Шенберг в своей незаконченной опере «Моисей и Аарон» (1930-1950) описывает конфликт двух братьев: вдохновенного Моисея и трезвомыслящего Аарона, который терпеливо объясняет брату, что народ не поверит в Бога, которого не видит, что ему нужны чудеса и знамения, наконец, какие-то изображения божества (а Яхве категорически запретил являть себя — речь идет о заповеди «Не сотвори себе кумира»). Беда в том, что, несмотря на трагическую разницу в мировоззрении, Моисей не может обойтись без своего брата: Аарон — великий оратор, в то время как Моисей неуклюж и не умеет выступать на публике. Однако в конце концов Аарон умирает, и пророку приходится самому стать вождем народа. В то же время Моисей говорит евреям, что их могут оставить в покое, только если они будут придерживаться своей монотеистической веры — они не должны заимствовать религию других народов любой ценой.
Нередко при изображении Исхода художники рисовали фигуры, одетые как современники.
Евреи в произведениях с темой Исхода не всегда являются евреями. В середине 19 века американские черные рабы начали идентифицировать себя с угнетенным народом — один из их спиричуэлсов (религиозных гимнов) Go Down Moses, основанный на цитате из Исхода «Отпусти народ мой», наиболее известен в версии Луи Армстронга. А украинский поэт Иван Франко в своей поэме «Моисей» явно пишет о бедственном положении своего собственного народа. По его версии, под влиянием демона Азазеля Моисей просто потерял веру в Бога — и поэтому его судьбой было лишь увидеть Землю Обетованную издалека, но не войти в нее.
Эпическая личность Моисея, конечно же, не могла не привлечь поэтов-романтиков. Французский поэт Альфред де Виньи в своей поэме «Моисей» (1826) изобразил пророка как сверхчеловека, мудрого и могущественного, внушающего благоговение вместо любви, страдающего под грузом ответственности и безумно одинокого. «За этим великим именем скрывается человек всех веков, более современный, чем древний, человек гения, изнывающий от своего вечного вдовства, в отчаянии наблюдающий, как его возвышение все больше окружает безграничное и сухое одиночество», — писал поэт о Моисее.
Если фигуру пророка Моисея еще можно было понять в литературе, а эпическое настроение Исхода — в музыке, то полностью передать все эпические события, описанные в книге, смог только кинематограф. Как будто Книга Исхода только и ждала появления и расцвета Голливуда, который с самого начала тяготел к гигантомании.
Роль Моисея в фильме «Десять заповедей» сыграл Чарльз Хестон, любимый актер Сесила де Милля.
Первая экранизация истории о побеге из Египта произвела революцию в кино и до сих пор входит в десятку самых любимых американцами фильмов. Фильм «Десять заповедей» был снят в 1923 году и переснят в 1956 году Сесиль де Милль, одним из первых режиссеров откровенно коммерческих фильмов, блокбастеров в современном понимании. Он любил гламур и роскошь, истории с моралью и многолюдные эпические сцены со спецэффектами. Он также был набожным христианином и человеком консервативных взглядов, поэтому производство фильмов с библейской тематикой он считал в некотором смысле своим долгом. В фильме «Десять заповедей» он впервые использовал двухслойную (комбинированную) пленку, что особенно восхитило зрителей в сцене перехода евреев через Красное море.
В 1959 году, через три года после «Десяти заповедей», в мировой прокат выходит еще один эпический фильм — «Бен-Гур». Действие происходит во времена Иисуса Христа, и библейские события не акцентируются — в центре сюжета судьба человека на фоне зарождения христианства. Но идеи обеих картин схожи — это размышления о роли личности в истории, природе веры и духовной силе человека. «Десять заповедей» и 11 «Оскаров», которые собрал «Бен-Гур», ознаменовали расцвет голливудского жанра «пеплум». — исторические фильмы, реализованные с большим размахом в обстановке античности или древнего мира.
Берт Ланкастер (вверху) и Бен Кингсли (внизу) в роли Моисея
Фильм «Десять заповедей» в версии 1956 года длился 220 минут — почти четыре часа. События Исхода действительно очень трудно уложить в короткое время, поэтому идеальным форматом для них стал мини-сериал для телевидения. Один из самых известных сериалов вышел в 1974 году — в фильме «Моисей» (первоначальное название «Моисей-законодатель») главную роль сыграл знаменитый актер Берт Ланкастер, которому был доступен самый широкий спектр ролей. Его Моисей предстал не эпической устрашающей фигурой, а уязвимым, сомневающимся, одиноким, но сильным и решительным человеком — но человеком, а не полубогом.
Именно актерская игра Ланкастера стала каналом для замечательного Бена Кингсли, сыгравшего главного героя в телефильме «Моисей-пророк»: Главный освободитель». Некоторые кинокритики называют Кингсли лучшим экранным Мозесом на сегодняшний день.
Ни одна популярная тема не может считаться полностью раскрытой без пародий и мультфильмов Disney, созданных на нее. Пародийный фильм «Все о Мозесе» (1980) является откровенным подражанием фильму Монти Пайтона «Жизнь Брайана». В ней рассказывается о человеке по имени Гершель, который, подобно Моисею, получил от Бога инструкции, но не знал, что с ними делать, поэтому не вошел в историю. Другие библейские темы — о Лоте и его жене, о Давиде и Голиафе — также искажены в этом фильме. Но юмор здесь и близко не такой тонкий, как у Монти Пайтона: лица персонажей не обременены интеллектом, а большинство шуток не поднимаются выше пояса. Неудивительно, что критики разорвали фильм в клочья.
«Принц Египта» уступает диснеевской анимации по качеству рисунка, но не по живости и эмоциональности сюжета
Что касается анимационного фильма, то он был снят не студией Disney, а их главным конкурентом DreamWorks — «Принц Египта» (1998) ознаменовал рождение этой студии как производителя красивых полнометражных мультфильмов. Сюжет мультфильма отличается от библейского в незначительных деталях. Более того, в ней больше внимания уделяется личным отношениям Моисея с его приемной и родной семьей, а также с его женой Сепфорой. Книга «Принц Египта» не охватывает всю книгу Исход — она сосредоточена на истории самоопределения Моисея как лидера еврейского народа и заканчивается получением им Божественных заповедей на горе Синай. Вэл Килмер озвучивает Моисея, который также играет Бога.
Музыкальной темой фильма является эмоциональная, нежная и торжественная песня When You Believe, за которую мультфильм получил свой единственный «Оскар». Ее поют Сепфора (Мишель Пфайффер) и Мириам (озвучивает Сандра Баллок, но поскольку актриса не умеет петь, вокальная партия принадлежит Салли Дворски), а во время заключительных титров — поп-звезды Уитни Хьюстон и Мэрайя Кэри.
В начале 21 века жанр пеплума вернулся на большие экраны во многом благодаря усилиям Ридли Скотта с его фильмом «Гладиатор». Кто, кроме Ридли Скотта, мог бы снять ремейк истории о Моисее? Фильм «Исход: цари и боги», вышедший на экраны в начале 2014 года, не впечатлил критиков своей новой интерпретацией, но, по крайней мере, это было замечательное зрелище, с масштабными батальными сценами и впечатляющими сценами казни египтян. Одну из ролей, еврейского мудреца Навина, сыграл все тот же Бен Кингсли.
Исход: боги и сайлоны
Телесериал «Звезда Галактики», а точнее его вторая версия 2004-2009 годов с богатым мистико-религиозным подтекстом, можно рассматривать как Книгу Исхода в космической опере. Остатки человечества, уничтоженные разумными роботами-сайлонами в поисках сказочной Земли, представляют собой довольно избранный народ на пути к Земле Обетованной.
Настолько, что у него есть два Моисея. Первый — командир «Броненосца Галактика» Уильям Адама, который однажды сказал людям, что приведет их на Землю, хотя сам не знал, где она находится. Второй, на самом деле второй, — президент Двенадцати колоний Лора Рослин, мессия Пифийского пророчества («умирающий лидер приведет человечество к спасению»). Как и было предсказано, смертельно больной Рослин удается увидеть Землю перед смертью — совсем как Моисею.
* * *
Миф об Исходе, хотя и имеет мало общего с реальной историей, стал национальной идеей евреев, придавая этому уникальному народу чувство единства — несмотря на все невзгоды, с которыми он сталкивался на протяжении истории. А для остального мира легенда может быть как захватывающей басней, так и трагическим рассказом о том, как справиться с нелегким положением вдохновленного Богом пророка и лидера избранного народа. Моисей мог бы написать об этом книгу под названием «Нет пути».
Если вы нашли опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. #рекомендация #Ближний Восток #древний #евреи Светлана Евсюкова Филолог по образованию и книжный червь по призванию. В свободное от чтения и писательства время она играет в ролевые игры живого действия и преподает исторические танцы. Иногда она пишет под псевдонимом «Александра Королева». Показать комментарии
Источник: