Можно ли ходить в церковь, исповедоваться и причащаться во время месячных — вопрос, который вызывает споры среди священников и волнует каждую христианку.
Не зная четкого ответа, прихожанам остается слушать службу в притворе во время месячных.
Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете
Притвор церкви расположен с западной стороны храма и является коридором между входом в храм и внутренним двором. Притвор уже давно стал местом, где можно услышать о некрещеных, целибате, тех, кому было запрещено на время входить в храм.
Является ли оскорбительным для христианина то, что ему не разрешают посещать богослужения, исповедоваться и причащаться в течение определенного времени?
Менструальные дни — это не болезнь и не грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность давать миру детей.
Почему же тогда возникает вопрос — можно ли исповедоваться во время менструации?
Ветхий Завет уделяет большое внимание понятию чистоты при вступлении перед Богом.
Примеси включены:
- такие заболевания, как проказа, чесотка, язвы;
- все виды дефекации у мужчин и женщин;
- прикасаться к мертвому телу.
Евреи не были единым народом до исхода из Египта. Помимо поклонения одному Богу, они многое заимствовали из языческих культур.
Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело — это одно понятие. Смерть была наказанием за непослушание Адама и Евы.
О женщинах:
Бог создал человека, его жену совершенной в красоте, здоровье. Смерть человека связана с напоминанием о греховности. Бог есть Жизнь, все нечистое не имеет права даже прикасаться к Нему.
Подтверждение этому можно найти в Ветхом Завете. В главе 15 книги Левит четко сказано, что «нечистыми считаются не только жены, когда у них течет кровь, но и всякий, кто прикоснется к ним».
В качестве напоминания! Во время менструации запрещалось не только находиться в храме, но и в обычной жизни, общение, личные прикосновения между любым человеком и «нечистой» женщиной. Это правило распространялось и на мужа, запрещая любую сексуальную активность во время менструации.
Когда рождается ребенок, кровь также изгоняется, поэтому после родов у женщины наступает период очищения, который длится 40 дней.
Языческих жриц отлучали от церкви за немощь, считая, что магическая сила исчезает с кровью.
Христианская эра внесла свои коррективы в этот вопрос.
Ответ Священника
Понятие «ритуальной нечистоты» до сих пор обсуждается в православном мире. В одной церкви женщине строго запрещено посещать церковь во время месячных. В другом случае им разрешается молиться, но не разрешается крестить, исповедовать или венчаться.
Присутствующие священники считают, что менструация мешает прихожанам и отвлекает от молитвы, а значит, женщина недостаточно хорошо готовится к таинству.
? Патриарх Павел Сербский был однозначен в этом вопросе:
Менструальные дни не делают женщину молитвенно и ритуально нечистой. Она может свободно ходить в церковь, целовать иконы, ставить свечи, участвовать в песнопениях, принимать антидор (святой хлеб) и освященную воду. Однако во время менструации следует воздерживаться от крещения и причастия. Исключение составляют случаи неизлечимой болезни.
? Отец Аркадиуш говорит, что женщине разрешается посещать церковь во время месячных, но есть ограничения в поведении. Запрещено принимать причастие, возлагать руки к иконам, кресту и получать благословение от священника. Традиция рекомендует таким женщинам находиться в западной части церкви до арки.
Если вы сомневаетесь, можно ли вам входить в церковь во время менструации, посоветуйтесь с вашим пастором по этому деликатному вопросу и следуйте его совету.
Информация из Ветхого Завета
Ветхий Завет — это первая часть Библии, составленная до возникновения христианства. Со временем она стала источником антирелигий, известных современным людям. К ним относятся иудаизм и христианство. Писание закрыло доступ в храм для нечистых граждан.
В категорию «нечистых» входили:
- Прокаженные.
- Женщины с менструациями и аномальными кровотечениями.
- Мужчины с больной простатой.
- Люди, которые прикасались к трупам или имели симптомы гнойно-воспалительных заболеваний.
Также не принято было ходить в церковь после греховных поступков, и многие состояния подпадали под это определение. Матерям, родившим мальчиков, не разрешалось посещать церковь до сорокового дня. Для матерей новорожденных этот период был продлен до 80 дней.
На вопрос, почему женщине не разрешается ходить в церковь во время месячных, ответ был связан с гигиеной. Древние женщины не имели гигиенических прокладок или тампонов и не носили брюк. Оказалось, что кровь может пролиться на пол в любой момент. Кровотечение не допускалось в церкви. Уборщики священных мест также не хотели смывать чужую кровь, поскольку контакт с этой жидкостью считался равносильным греховному поступку. Тогда не было одноразовых перчаток.
Благодаря прогрессу у женщин появилось удобное нижнее белье, гигиенические прокладки, тампоны и менструальные чаши. Теперь уборщицам не нужно дезинфицировать полы после таких посетителей, и никто, кроме самих дам, не контактирует с грязью. Таким образом, церковный и женский периоды совместимы в современном мире.
В период Ветхого Завета многие явления рассматривались с физической точки зрения. Испачканное тело человека считалось нечистым. Женщинам запрещалось посещать церковь или общественные места во время менструации. Ожидалось, что она останется одна на несколько дней.
Ответ по Новому Завету
Сын Божий, Иисус Христос, радикально изменил понятие «ритуальной чистоты». Все, что было до Него, осталось в прошлом, теперь Он — Жизнь. Об этом есть свидетельства в различных местах Нового Завета:
Иисус воскрешает мертвого сына вдовы.
Однажды женщина, страдавшая кровотечением в течение 12 лет, прикоснулась к подолу одежды Христа. Она знала запреты из Ветхого Завета. Однако она верила, что если прикоснется к Нему, то исцелится. «Твоя вера спасла тебя. С того часа женщина исцелилась».
Иисус проповедовал не физическую чистоту, а важность чистого духовного состояния, то есть присутствия веры и Святого Духа. В чистом теле душа может быть темной, если она совершает поступки без веры.
Апостол Павел в своем послании к Римлянам говорит, что «нечистота» — это то, что люди придумывают и во что верят.
В Новом Завете нет ни одного стиха о нечистоте крови.
Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни
Католическая церковь считает, что естественные процессы организма никоим образом не могут помешать посещению храма или совершению обрядов. Православная церковь, с другой стороны, не согласна с этим. Мнения различны и иногда противоречивы.
Современная Библия ничего не говорит нам о строгом запрете на посещение церкви. Эта священная книга утверждает, что менструация является естественным явлением в земном существовании. Менструация не является препятствием для ведения полноценной церковной жизни, она не мешает исповедовать веру и совершать необходимые обряды.
В настоящее время не существует точного запрета на посещение церкви женщинами во время менструации. Пролитие человеческой крови запрещено в храмах. Если, например, человек поранил палец на виске и рана кровоточит, он должен уйти, пока кровотечение не остановится. В противном случае храм считается оскверненным и должен быть заново освящен. Из этого следует, что во время менструации, используя надежные гигиенические средства (тампоны и гигиенические прокладки), можно посещать храм, так как кровотечения не будет.
Однако взгляды духовенства на то, что можно и что нельзя делать в церкви во время менструации, различны и даже противоречивы.
Некоторые говорят, что таким женщинам нельзя входить в святое место. Можно войти, помолиться и выйти. Некоторые священнослужители, придерживающиеся радикальных взглядов на этот вопрос, считают, что посещение церкви женщиной во время месячных является недопустимым поведением. В средние века существовал строгий запрет на вход женщин в храм в такие дни.
Другие утверждают, что менструация не должна влиять на поведение и нужно «жить жизнью Церкви в полной мере»: молиться, зажигать свечи, не отказываться от исповеди и причастия.
У обеих сторон есть доказательства своих суждений, хотя они не лишены противоречий. Сторонники первого приговора в основном ссылаются на Ветхий Завет, говоря, что раньше кровоточащих женщин держали подальше от народа и храма. Однако они не объясняют, почему так произошло. Женщины боялись пустить кровь, чтобы осквернить святое место, потому что у них не было необходимых гигиенических средств.
Последние отмечают, что в древние времена женщины также посещали церкви. Например, греки (этим они отличаются от славян) не освящали церкви, поэтому осквернять в них было нечего. В таких церквях женщины (не обращая внимания на месячные кровотечения) возлагали руки на иконы и вели обычную церковную жизнь.
Часто упоминалось, что женщина не виновата в том, что ей приходится время от времени переносить такое физиологическое состояние. Даже в прошлом русские девушки старались не появляться в храмах в такое особое время.
Некоторые святые предполагали, что природа наделила женский пол таким уникальным свойством очищать живой организм, Они настаивали на том, что явление создано Богом и поэтому не может быть грязным и нечистым.
Запрет женщине ходить в храм во время менструации — это ошибка, основанная на мнении строгих ортодоксов. Тщательное и глубокое изучение Церкви и современные решения богословских конференций выявили общее согласие в том, что табу на посещение святых мест во время менструации женщины уже является морально устаревшим мнением.
В наше время люди, которые категоричны и полагаются на старые способы ведения дел, даже осуждаются. Их часто отождествляют с последователями мифов и суеверий.
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
Ни христианство, ни иудаизм не имели четко определенных понятий, когда вводились новые верования. Апостолы отмежевались от учения Моисея, не отрицая божественности Ветхого Завета. Ритуальная нечистота, с другой стороны, почти не обсуждалась.
Ранние отцы церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген и мученик Иустин, рассматривали вопрос чистоты как понятие греха. Нечистый, по их мнению, означал греховный, имея в виду женщин и менструацию.
Ориген считал нечистыми не только менструации, но и половые акты. Он проигнорировал слова Иисуса о том, что двое людей превращаются в одну плоть через половой акт. (Матф. 19:5). Его стоицизм и аскетизм не подтверждаются Новым Заветом.
Учение Антиоха в третьем веке поставило под сомнение учение левитов. Дидаскалия, напротив, упрекает христианских женщин, которые оставили Святой Дух ради менструации, отделив тело от церковных служб. Отцы церкви того времени берут за основу своего увещевания ту же геморрагическую болезнь.
Климент Римский дал ответ на вопрос, можно ли ходить в церковь во время менструации, утверждая, что если человек перестает участвовать в литургии или принимать причастие, он оставляет Святого Духа.
Христианка, которая во время менструации не переступила порог храма, не прикоснувшись к Библии, может умереть без Святого Духа, и что тогда? Святой Климент в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни роды, ни критические дни, ни половой акт не оскверняют человека и не могут отлучить его от Святого Духа.
Примечательно, что Климент Римский осуждал христианских женщин за тщеславие, но считал роды, кровотечения и телесные пороки естественными вещами. Он назвал запрет изобретением глупых людей.
Святой Григорий Дворжак также выступил в защиту женщин, заявив, что естественные процессы человеческого тела, созданного Богом, не могут быть причиной для запрета женщинам посещать церковные службы, ходить на исповедь и принимать Святое Причастие.
Вопрос о нечистоте женщин во время менструации был дополнительно рассмотрен на Соборе Ганга. Собравшись в 341 году, священники осудили евстакианцев, которые считали нечистыми не только менструации, но и половые сношения, запрещая священникам жениться. Их лжеучение уничтожило разницу между полами; наоборот, женщины были приравнены к мужчинам в одежде и манере поведения. Отцы Гангрского собора осудили движение Юстаса, защищая женственность христианских женщин, признавая все процессы в их теле естественными, исходящими от Бога.
В шестом веке Григорий Великий, папа Римский, встал на сторону верующих прихожан.
Святому Августину Кентерберийскому, который поднял вопрос о менструальных днях, о нечистоте, Папа написал, что в эти дни нет вины христианки, ей нельзя запретить исповедоваться или причащаться.
Важно отметить, что, согласно святому Григорию Великому, женщины, воздерживающиеся от причастия ради благоговения, достойны похвалы, а те, кто принимает его во время менструации из-за большой любви к Христу, не осуждаются.
Учение святого Григория Великого дожило до 17 века, когда христианским женщинам снова запретили входить в церковь во время менструации.
Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: как в итоге поступить
Женщины могут ходить в церковь в любой день. По мнению большинства служителей церкви, женщины могут посещать церковь в критический день. Однако в этот период лучше не проводить священные обряды, такие как свадьба и крещение. По возможности лучше не прикасаться к иконам, крестам и другим священным предметам. Этот запрет не является строгим и не должен задевать женское самолюбие.
Церковь призывает женщин отказываться от причастия в такие дни, за исключением случаев продолжительной и серьезной болезни.
Сейчас часто можно услышать от священников, что не стоит обращать внимание на естественные процессы организма, потому что только грех оскверняет человека.
Физиологический процесс менструации, дарованный Богом и природой, не должен мешать вере и отлучать женщину даже на время. Неправильно изгонять женщину из храма только потому, что у нее происходит ежемесячный физиологический процесс, от которого она страдает независимо от своей воли.
Русская церковь раннего периода
В Русской православной церкви всегда существовали строгие законы, касающиеся критических дней у женщин, любого истечения воздуха. Это даже не вопрос о том, можно ли ходить в церковь во время месячных. Ответ однозначен и не подлежит обсуждению — нет!
Проще говоря, по словам Нифонта Новгородского, если ребенок рождается прямо рядом с храмом и в нем рождается ребенок, то вся церковь считается оскверненной. Он запечатывается на три дня, освящается чтением специальной молитвы, которую можно найти в «Допросе Кирика».
Все, кто находился в храме, считались нечистыми и могли покинуть его только после очистительной молитвы Требника.
Если христианка приходила в церковь «чистой», а потом у нее шла кровь, она должна была немедленно уйти, иначе ее наказывали епитимьей на шесть месяцев.
Очистительные молитвы Требника и сегодня читаются в церквях сразу после рождения ребенка.
Это спорный вопрос. Проблема прикосновения к «нечистой» женщине в дохристианские времена вполне понятна. Почему даже сегодня, когда ребенок рождается в святом браке и является даром Божьим, его рождение делает мать и всех, кто к ней прикасается, оскверненными?
О посещении мечети при менструации мусульманами
Большинство исламских ученых убеждены, что женщины не должны посещать мечеть во время менструации. Однако это относится не ко всем. Некоторые представители считали, что не должно быть никаких запретов такого рода. Следует отметить, что даже негативное отношение к посещению мечети женщинами во время менструации отнюдь не является крайним случаем, когда необходимость в этом велика и неоспорима. Вне обсуждения остается ситуация, когда женщина оскверняет мечеть своими экскрементами в прямом, физическом смысле. Такое поведение действительно подлежит строжайшему запрету. Однако женщинам разрешено участвовать в молитвах в Ида.
Современные столкновения в Русской церкви
Только через 40 дней христианка допускается в храм, при условии, что она полностью «чиста». Над ней совершается обряд посвящения или воцерковления.
Современное объяснение этого явления заключается в том, что роженица устала и якобы нуждается в восстановлении сил. Как же тогда объяснить, что тяжело больным людям советуют чаще посещать церковь, принимать причастие, очищать себя кровью Иисуса?
Современные священнослужители понимают, что законы Требника не всегда подтверждаются Библией и Писаниями Отцов Церкви.
Брак, деторождение и нечистота как-то трудно совместимы.
1997 год внес коррективы в этот вопрос. Священный Синод Антиохии и Его Блаженство Патриарх Игнатий IV решили изменить тексты Требника в отношении святости брака и целомудрия христианских женщин, вынашивающих ребенка в освященном союзе.
Критская конференция 2000 года рекомендует, чтобы при представлении или крещении молодой матери ее благословляли и не упоминали о нечистоте.
Важно отметить, что при представлении матери Церковь благословляет день рождения ребенка, если мать физически крепка.
После Крита православные церкви призвали донести до всех прихожан, что их желание посещать церковь, исповедоваться и причащаться приветствуется независимо от критических дней.
Святой Иоанн Златоуст критически относился к последователям канонов, которые утверждали, что посещение храма в критические дни недопустимо.
Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, но жизнь показала, что не все законы соблюдаются современными церквями.
Каноны не должны управлять церковью, потому что они были написаны для храмовых служб.
Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.
Современный патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней духовно нечистой или грешной. Он утверждает, что женщина-христианка может ходить на исповедь и причащаться во время месячных.
Его Святейшество Патриарх пишет: «Ежемесячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Это нечистота только физическая, телесная, а также выделения из других органов. Более того, поскольку современные гигиенические меры могут эффективно предотвратить случайное кровопускание от того, чтобы храм стал нечистымCOPY00. Мы считаем, что и с этой стороны нет сомнений в том, что женщина во время месячного очищения, при надлежащем уходе и после принятия гигиенических мер, может прийти в православный храм, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, участвовать в пении.
Важно! Иисус Сам очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал плотью для всех православных христиан. Он победил телесную смерть, дав людям дар духовной жизни, не зависящей от состояния тела.
Посмотрите видео о том, как ходить в церковь во время месячных
Отношение других религий
В буддизме нет запрета на участие женщин в дацане во время менструации. С другой стороны, в индуизме посещение храма во время менструации крайне недопустимо.
Источник: