Церковь чтит память преподобного Антона Печерского 20 мая (7 век).
Житие преподобного Антония Печерского
Монах Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году в Любече. Антипа принял монашеский постриг с именем Антоний в одном из монастырей на Афоне и через некоторое время вернулся на родину. Не ранее 1051 года он поселился под Берестовом под Киевом в пещере, оставленной епископом Иларионом после его ухода в митрополию. Монашеское деяние Антония вскоре получило известность, и после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году вокруг Антония начала формироваться община монахов, в которую вошли монахи из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославова — Варлаам и Ефрем. Сам Антоний не рукополагал монахов, но благословил священника Никона, который имел сан священника-монаха. Антоний, видя, что его братья размножаются и жаждут монашеского уединения, назначил монаха Варлаама игуменом вновь созданного монастыря, а сам удалился в близлежащую пещеру. Антоний формально не был настоятелем, но, тем не менее, он оставался главным авторитетом для монахов, ведь именно он принес благословение и аскетический опыт Святой Горы в Киевские горы. Именно с благословения Антония над большим гротом была построена Успенская церковь, затем кельи и балюстрада, а в 1062 году или ранее Феодосий был избран игуменом.
События 1068 года (поражение русинских князей от половцев, восстание в Киеве, бегство Исаслава из столицы и княжившего там полоцкого князя Всеволода) привели к новому конфликту между Антонием и Исаславом, возобновившемуся в мае 1069 года, причины которого неясны. В 1069 году Антоний, должно быть, скрывался в Чернигове вместе со Святославом Ярославом, где он стал основателем монастыря в Болдиной пещере, и вернулся в Киев, очевидно, только после марта 1073 года, когда там княжил Святослав. Здесь он был упокоен в 1073 году. Незадолго до этого он участвовал в закладке Успенского каменного собора в монастыре, место для которого было чудесным образом указано благодаря молитвам святого. Антоний был похоронен в своей пещере.
Почитание преподобного Антония Печерского
Мощи преподобного Антония покоятся под спудом в Ближних гротах Киево-Печерской лавры, место захоронения традиционно отмечается иконой преподобного, рядом находится пещерная церковь, посвященная Антонию, и его келья, описанная в «Тератургиме» Афанасия (Калъфойского) в 1638 году. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI века можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первым ясным свидетельством церковного почитания Антония за пределами Киево-Печерского монастыря является освящение церкви в тверском Желтиково-Успенском монастыре в 1394 году тверским епископом Арсением, составителем Арсениевой редакции Печерского патерика [2]. Начиная с рубежа XIV-XV вв. копии Пролога второй редакции, такие как Спас-Прилуцкий и Успенский Прологи, включают переделку «Сказания о том, почему Печерский монастырь назван» под 7 мая под названием «Слово об Антонии» или «Успение Антония». Однако дата этих копий не определяет времени создания памятника, так как более ранних копий Пролога, созданных во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранилось. В середине третьего квартала. XV веке, возможно, одновременно с написанием предания Антонию, была написана новая версия Повести о преподобном Антонии, названная в заглавии Житием, также основанная на Повести из Печерского монастыря. Текст помещен под датой 10 июля и имеет стих: «Антоний, облюбовав темную пещеру, изрыгающую земные блага, воссиял светом. Тот, кто приходит к Антонию, получает прощение грехов. Святой Антоний перейдет от земных вещей к Богу».
Между 1459 и 1461 годами, по благословению святого Ионы в Новгородской Пахомии, Логофетос составил посвящение святому Антонию Печерскому. Посвящение благочестивое и включает в себя два канона преподобному. В службе дается подробный рассказ о жизни святого. В раннем печатном русском Типиконе 1610 года житие святого подробно описано. Первый русский печатный Типикон 1610 года. Канон отцам Печерского монастыря, автором которого считается Мелетий Сирига (Мелетий Кирилловский), был составлен в Киеве в 1643 году.
Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
Тропарь, тон 4:
Вы отвернулись от мятежа мира и достигли Афона, святой горы, прибежища мира. Ты отвернулся от мира и последовал за Христом в Евангелии, живя под тем же именем, и оттуда по благословению Отца пришел на эту гору, трудился в пещерах, совершая свою жизнь. И множеству монахов ты показал путь, ведущий в Царство Небесное, и привел их ко Христу. Молитесь преподобному о спасении наших душ.
Кондак, т. 8:
С юности отдав себя Богу, преподобный. Это вы любите больше всего на свете, и этому вы будете следовать со всей любовью вашей души. Коррумпированный мир не стоит того, чтобы принимать его как должное. Устроив себе пещеру в земле, в которой он творил добрые дела против невидимой хитрости врага. И как свет солнца светит до краев земли, от которого ты возрадовался, и восходит к небесам. И ныне с ангелами пред престолом Господним стоишь, помяни нас, чтущих память твою. Взываем к Тебе: «Радуйся, Антоний, Отец наш!
Еще одна контаминация, как голос:
Ты жил в мире, как Ангел Отец, на земле Ты устроил пещеру, в которой хорошо противостоял невидимым козням врага. И вы отныне перешли с радостью в небеса. Помяни нас, чтущих память Твою, да взываем к Тебе: Радуйся, Анти, Отче наш!
Киево-Печерский монастырь
Монастырь, основанный монахом Антонием в 1051 году, был атакован куманами в 1096 году. Реликвии были разграблены и опустошены. Но уже в 1108 году, при аббате Феоктисте, монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был обнесен частоколом. Рядом с монастырем находилась богадельня, основанная монахом Феодосием для предоставления приюта бедным, слепым и хромым. Каждую субботу монастырь отправлял повозку с хлебом для заключенных. После переселения монахов в большой монастырь, пещеры были превращены в усыпальницу для монахов, тела которых были помещены по обе стороны пещерного коридора, в углублениях в стенах. В 11 и 12 веках из него вышло до 20 епископов, все они сохранили большое почтение к своему материнскому монастырю. В 1203 году, при новом разорении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами, Киево-Печерский монастырь был разграблен. После запустения, вызванного набегами и другими бедствиями в 14 веке, монастырь был восстановлен. После Брестской унии 1596 года была предпринята попытка подчинить монастырь, находившийся под непосредственным управлением Вселенского патриарха, Киевскому митрополиту, но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов захватить монастырь в 1598 году также не увенчалась успехом. Монастырю также удалось силой отстоять себя от униатов и их обширных владений. В конце 16 века монастырь получил статус ставропигии от Константинопольского патриарха. На фоне распространения унитарианства Лавра стала оплотом православия на юго-западе России. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыщенском в монастыре с 1616 года появился печатный станок, и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь колледж, который позже был объединен со школой монахов и положил начало Киево-Могилянской коллегии. В 1718 году пожар уничтожил большую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была отремонтирована. Между 1731 и 1745 годами к юго-западу от Великой церкви была построена колокольня Великой лавры. После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании «Обновления» (11-15 ноября 1924 года в Харькове), после доклада обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустинского), 15 декабря 1924 года было принято решение о передаче Киево-Печерской лавры в юрисдикцию Всеукраинского Священного Синода («Обновления»). 29 сентября 1926 года ВЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление «О признании бывшей Киево-Печерской лавры государственным историко-культурным заповедником и о преобразовании ее во Всеукраинский город-музей». Постепенное вытеснение монашеской общины вновь созданным музеем привело к полной ликвидации монастыря в начале 1930 года. Некоторые из монахов были выведены и расстреляны, остальные были заключены в тюрьму или сосланы. Лавра лежала в руинах. Во время немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационные власти убили 500 мирных жителей. 3 ноября 1941 года Успенский собор был взорван немцами. После освобождения Киева в 1943 году советские власти не решились снова закрыть монастырь. Монастырь был снова закрыт во время хрущевских антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 года, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, постановлением Совета Министров БССР территория Дальних пещер была передана вновь созданной Печерской монашеской общине. Сегодня Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.
Преподобный Антоний Печерский. Иконы
Существует несколько видов преподобного Антония Печерского: отдельно, вместе с преподобным Феодосием Печерским, среди избранных святых, на иконах Киево-Печерской синагоги святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII веке существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение святого Антония, стоящего перед Пресвятой Богородицей, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. Преподобный Антоний изображен с правой стороны, в монашеской рясе с золотыми пряжками, поручи, балдахине с крестами, левая рука в молитве, в правой руке он держит свиток с текстом: «Молю Бога сохранить вас […] в воздержании и не лениться и […] ибо в этом помощь Божия», слева преподобный Феодосий. Эта иконография получила широкое распространение с XVI века.
Свенская икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского монастыря под Брянском. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Преподобный Антоний Печерский (фрагмент свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея Преподобная Богоматерь сидит на троне, ее сопровождают Антоний и Феодосий Печерские. Москва, 1563 — 1583 Москва, Успенский собор в Московском Кремле
Среди отдельных изображений преподобного Антония — вышитый покров начала XVI века, изготовленный для Киево-Печерского монастыря и доставленный в 1586 году в Кирилло-Белозерский монастырь московским чиновником-комиссаром Львом Вокшариным: покров сделан из светлого шелка, преподобный благословляет двуперстием, а в левой руке держит свиток с текстом, похожим на надпись на Печерской иконе.
Преподобный Антоний Печерский. Вышивка. Москва, конец XV — начало XVI века.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Сшитое знамя (фрагмент). Новгород, первая половина XVI века. Из церкви Святого Никиты. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
В оригинале иконы «София» второй четверти XVII века Антоний изображен «в схиме, с венцом на руках, седыми волосами, брадой Иоанна Богослова и санкирным платком с белилами» .
Преподобный Антоний Печерский. Минея — май (фрагмент). Начало 17 века. Археологическое исследование церкви MDA.
Храмы во имя преподобного Антония Печерского
Один из четырех алтарей в соборе Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерского монастыря был посвящен преподобному Антонию. Начиная с 17 века, есть упоминания о церкви, посвященной Святому Антонию в близлежащих пещерах. В 1473-1510 годах в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. О. Примерно в 1522-1523 годах при расширении пещерной Успенской соборной церкви вместо нее была установлена одноименная часовня. Часовня в честь Антония и Феодосия Печерских существует в святилище под Успенским собором в Нижнем Новгороде и датируется 1648 годом.
Источник: