Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца — пример Божьей верности.
В Псалтыре эта древняя песня выделяется тем, что ее авторство принадлежит Моисею.
Значение псалма
Исследователи Писания так и не нашли причину написания этого уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу гимнов Господних, написанная пророком в конце его жизни, после выхода из трудных ситуаций с помощью Господа.
Божий человек, не раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-прошение перед Всевышним за всех живущих на земле.
Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане могут размышлять вместе с великим пророком Моисеем о величии и совершенстве Бога, сравнивая Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле.
В Псалме 89 псалмопевец отвечает на вопрос о причине Божьего гнева на еврейский народ после Исхода из Египта — это неверность, неверие и непослушание заповедям.
Подробнее о Псалмах Давида:
- Псалом Давида 25
- Псалом 150
- Псалом 53
Толкование Псалма Моисея
В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвеличивании Бога, утверждении Его защиты и помощи во все наши дни, когда Творец является единственным убежищем в дни мирских бурь.
1 Молитва Моисея, человека Божьего
2 Господи, Ты — прибежище наше из рода в род!
3 Прежде нежели воздвигнуты были горы и создана земля и вселенная, Ты — от века до века.
4 Не подвергай человека унижению, ибо Ты сказал: «Вернитесь на землю, сыны человеческие!
5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как вчерашний день, уже прошедший, и как время ночной стражи.
6 Тщетны годы человека, они как трава, быстро вянут: утром расцветают и тотчас опадают; вечером увядает цветок их, они желтеют и увядают.
7 Ибо мы изнемогли от гнева Твоего, и от ярости Твоей пришли в смятение.
8 Ты призришь на беззакония наши, Ты осветишь жизнь нашу яркостью лица Твоего.
9 Ибо дни наши проходят, и мы изнемогаем от гнева Твоего.
10 Годы жизни нашей рассеяны, как паутина; мера лет наших — семьдесят лет; если можем, то и восемьдесят лет, со скорбями и болезнями; мы смиряемся и назидаемся этим.
11 Кто познает силу гнева Твоего, и кто в страхе пред Тобою постигнет ярость Твою?
12 Посему яви мне десницу Твою, спасающую, и тех, которые облекают сердца наши в мудрость.
13 Воззри на нас, Господи! Как долго вы будете злиться? Помилуй рабов Твоих!
14 Утром да наполнит нас милость Твоя, Господи, и да веселимся и радуемся;
15 Да возрадуемся мы во все дни наши о днях, в которые Ты смирил нас, о годах, в которые мы терпели зло.
16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и на сынов их!
17 Да воссияет над нами свет Господа, Бога нашего. Исправьте дела рук наших, исправьте дела рук наших!
Моисей подчеркивает, что все вещи, небо и земля, были созданы Богом, который есть Альфа и Омега, начало и конец.
- Человеческая жизнь быстротечна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести душу человека по жизни, чтобы в конце ее человек не был унижен, отвергнут, отдан под власть сатаны. Только тело христианина возвращается в прах, а душа праведника отправляется к Творцу, на небо, откуда она пришла по воле Всевышнего.
- Стихи 5-6 описывают, как коротка земная жизнь: для Бога тысяча лет — как один день, а человеческая жизнь — цветок, который распускается утром и увядает с наступлением ночи. Человек, который больше заботится о земных благах, должен задуматься над этими словами.
Все суета сует, писал царь Соломон, если в нем нет Бога.
Земная жизнь пролетает в мгновение ока, люди резвятся в материальных благах, забывая о любви к своему Творцу и ближнему, ведь только этот путь ведет в вечность. Жизнь на земле и пребывание в вечности — это синонимы; одно является продолжением другого.
На земле нет ни одного праведника без греха; Бог — суровый судья, в гневе Он наказывает нас, иногда Он приходит в ярость из-за беззакония людей, но все это для блага людей. В гневе Господнем человек начинает каяться, исповедовать и отрекаться от своей греховной жизни. Лицо Творца открывается грешнику во всем своем величии и свете, когда приходит чистота сердца и души.
- Стихи 9-11 снова подчеркивают краткость жизни. Что такое 70-80 лет по сравнению с вечностью, если большая их часть состоит из печалей, болезней, суеты и напрасных страданий.
Блажен человек, который различает руку спасения в силе гнева Господня. Творец 40 лет водил еврейский народ по пустыне, наказывая его за ропот и грехи, хотя этот путь можно пройти за две недели.
В жизни христианина одни быстро достигают милости Творца, живя по Его законам, а другие идут годами и остаются в грехе.
- Во второй части Псалма 89 Моисей умоляет Бога восстановить Его милость, вернуть радость, дать ободрение народу после тяжелого путешествия по пустыне.
Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев; напротив, он умоляет Господа продолжать наставлять своих сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы слава Господня воссияла над всем миром.
Когда читается псалом 89 в православии
В православной традиции Послание Моисея читается на христианских похоронах, потому что нет лучшего напоминания оставшимся в живых о быстротечности жизни и суеты.
В отличие от завета Христа, в этом псалме отсутствует вера в вечную жизнь, спокойное отношение к смерти, когда все мы вернемся в дом Отца. Иисус Христос воскрес, и через Святого Духа Он всегда рядом.
Читая Путеводную песнь, многие христиане находят ответы на свои неисполненные мольбы к Всевышнему, совершая свой личный путь из рабства обстоятельств, своего собственного Египта.
Священство советует во время засухи читать Псалом 89, чтобы Господь послал дождь. Засуху можно понимать как все жизненные проблемы, а дождь — как изобилие Божьей благодати, изливающейся для их решения.
Источник: