Во время Великого поста во всех храмах совершается таинство миропомазания. В чем смысл этого таинства? Как это делается?
С таинством миропомазания связано почти комическое заблуждение.
Если сегодня человеку из малочисленной церкви (но знакомому с русской литературой) предложат принять помазание или миро от больных родственников, он может отшатнуться в смущенном ужасе. Это и понятно: в старину слова «уже помазание» означали «окончание».
Но изначальная и главная цель Елеосвящения – исцеление от болезни. Однако человек болен не только телом, но и душой, и многие болезни тела являются следствием болезни души. Душа болеет от грехов (или их последствий).
Поэтому основной смысл таинства миропомазания заключается в том, что при помазании человека освященным елеем (елеем) призывается благодать Божия для исцеления или ослабления как телесных, так и душевных болезней, а также прощение забытых грехов без злого умысла намерение.
«Сила таинства миропомазания в том, что прощаются, особенно грехи, забываемые по немощи человеческой, а прощением грехов дается и телесное здравие, если того будет угодно Богу», — писал святитель Амвросий Оптинский. В Оптиной пустине таинство миропомазания обычно совершалось еженедельно в течение всего года.
Поэтому здоровым людям, особенно в Великий пост — время особой борьбы с грехом — Елеосвящение помогает восстановиться в душе, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование во время Великого поста, чтобы встретить Пасху с «чистым сердцем».
История таинства
Как и всякое церковное таинство, миропомазание (так же называется и таинство миропомазания, от греческих слов «елей» — «элайоа» и «милость» — «элеос») берет свое начало в истории Евангелия. Христос исцелял больных и велел делать то же самое апостолам. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.
Уже в послании апостола Иакова читаем: «Если кто из вас болен, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним и помажут его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иакова 5:14-16).
В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о выздоровлении, читали Евангелие и умащали его освященным маслом. Некоторых больных, чтобы помолиться над ним о здравии в особо благодатном месте, стали специально приводить в храм и молиться там и помазывать святым елеем. Так постепенно развивалось таинство миропомазания в храме.
Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит
Мы обычно ходим на исповедь для прощения грехов. Но у всех есть грехи, которые мы не осознаем из-за невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствия навыка самоанализа. Либо мы забываем это сразу после того, как согрешили, либо вообще не считаем это грехом.
Но неосознанные грехи остаются грехами, они тяготят душу, и очищаться от них надо — именно это и происходит в таинстве миропомазания.
Если мы сознательно участвуем в таинстве миропомазания, и понимаем, что с нами теперь будет, то мы обязательно получим прощение за такие неисповеданные (не по своей воле) грехи. После того, как человек был помазан в храме (это может быть незадолго до миропомазания), очень хорошо исповедоваться. После миропомазания и исповеди очень важно причащаться святых Христовых Таин.
Как подготовиться к таинству Соборования?
На Елеосвящение необходимо записаться в день Елеосвящения в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (она зажигается во время чтения Евангелия). По традиции на Соборование можно принести в храм приношение. Собор священников молится за людей, записанных в тетрадях (отсюда и название таинства — «Елеосвящение»). При необходимости таинство может совершать один священник.
Во время Елеосвящения лоб, щеки, ноздри, губы, шея и руки крестятся семь раз. Эти части тела символизируют наиболее практические «пути» греха (ум, слово, чувство, поступок).
Женщинам лучше одеваться так, чтобы воротник легко отстегивался, платок лучше завязывать сзади.
Как проходит Соборование?
Помазание — это только часть елейного служения. Перед этим к таинству готовятся масло, вино и зерно. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь – после выздоровления и после всеобщего воскресения. Елей есть знак благодати исцеления, согласно Евангелиям: «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).
Священники читают молитву, прося Бога благословить елей и сделать его целебным для помазанников. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеймону и другим святым.
Затем следует помазание святым маслом. Перед каждым миропомазанием читается отрывок из апостола и Евангелия. Все эти чтения о том, как переносить болезни и испытания в жизни. Зажгите себе свечу, пока читаете. При этом священники помнят имена тех, кто записывался на Елеосвящение.
Затем выходят священники с кистями и чашечками освященного масла, смешанного с вином. Ради удобства люди стоят рядами, чтобы священники могли свободно подойти к каждому.
Помазан святым маслом семь раз. Во время миропомазания хор и все молящиеся поют: «Услышь нас, Боже. Услышь нас, Господь. Услышьте нас, святые».
Собравшиеся заранее готовятся к помазанию: опускают лбы, распускают воротнички и готовят руки.
После каждого помазания можно смывать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя просто так выбросить. Они должны либо сжечь себя, либо отдать в храм на сожжение.
По окончании миропомазания Евангелие возлагается на головы помазанника с чтением покаянной и снисходительной молитвы: «О святой царь… Не возлагаю грешной руки моей на голову пришедшего к Ты во грехе. но крепка и крепка рука Твоя, даже в сем святом благовествовании, ежей сослужители мои держат на голове раба Твоего…»
Проходя через ряды стоящих, священники возложили каждому на голову Евангелие и дали приложиться к кресту.
Так заканчивается причастие, где Господь по молитвам церковным прощает наши грехи, дает нам силы не унывать и подвизаться за свое спасение, исцеляет от телесных недугов, а мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в приобщение его священных божественных тайн, чтобы воскреснуть для новой жизни.
После окончания Елеосвящения освященное зерно делится. Есть традиция его есть.
Еще одна традиция – брать освященное масло и вино после помазания и умащаться ими.
Источник: