Органы опеки и попечительства — это ведомства, в чьи обязанности входит защита прав и интересов тех, кто в силу возраста (дети) или состояния здоровья (недееспособные люди) защитить свои права и интересы не могут.
Законодательная база
Отдел опеки в субъектах РФ является структурным подразделением муниципальных и региональных администраций. Как правило, входят в состав департаментов или министерств образования. В своей работе сотрудники органов руководствуются основными законодательными актами, действующими в мире (Конвенция ООН о правах ребенка), принятыми и действующими на территории РФ (Конституция, Гражданский, Семейный кодекс и пр., закон «Об опеке и попечительстве» и др.), а также региональными законами.
Основные положения, чем занимаются
Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:
- служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
- служба опеки взрослых недееспособных граждан.
Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных
Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:
- Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
- Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
- Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
- Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
- Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.
Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних
Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда.
Задачи органов опеки и попечительства
Функции и задачи:
- Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
- Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
- Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
- Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
- Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.
Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).
В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.
В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.
Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки
Права и полномочия органов
Полномочия:
- Выявлять, вести учет, контролировать количество людей и детей, нуждающихся в опекунстве.
- При необходимости подавать в суд иски в отношении людей, которых необходимо признать полностью либо частично недееспособными или которым необходимо вернуть (восстановить дееспособность) вследствие того, что изменились обстоятельства, влияющие на состояние человека, лишенного прав.
- Установление или снятие опеки и/или попечительства.
- Контроль опекунов (людей и учреждений), а также проверка условий быта и проживания подопечных (проведение плановых и внеплановых, внезапных проверок мест проживания опекаемых детей и недееспособных взрослых). Составление отчетов на основании проведенных проверок.
- Контроль того, как назначенные ответственными люди распоряжаются средствами подопечного, прием отчета от этих людей, проверка отчетности, своевременное реагирование в случае нарушения прав больного человека.
- Разрешение или отказ в проведении сделок с имуществом детей или недееспособных.
- Подбор, проверка и учет людей, которые хотели бы стать опекунами, информирование этих граждан, всесторонняя помощь им в рамках закона.
- Определение формы устройства детей, оставшихся без родителей.
- Подготовка информации для базы данных сирот и формирование этой базы (в некоторых регионах такую информацию выставляют в открытие источники), чтобы в этой базе детей искали потенциальные усыновители и опекуны.
- Подготовка заключения о том, что те или иные граждане по всем пунктам готовы к принятию в семью подопечного.
- Информирование жителей региона о том, какие формы принятия в семью детей-сирот существуют; информирование кандидатов в приемные родители или опекуны о возможностях подбора подопечного в базе данных.
- Реагирование на сигналы о том, что где-то дети или недееспособные люди находятся в опасном для них положении, принятие мер по их защите, в том числе с привлечением спецслужб.
- Формирование пакета бумаг, разрешающих раздельное проживание подопечного и его законного представителя. Такое разрешено законом в случае, если опекаемому исполнилось 16 лет. Как правило, данное разрешение оформляют, когда подросток отправляется на обучение в другой населенный пункт.
- Представление интересов подопечных, в том числе в судебных разбирательствах.
Читайте также Обоснование суммы претензии в ати
Сотрудники опеки контролируют семьи из группы риска вместе с полицией
Обратите внимание! Если человек решил взять в семью малыша из детского дома или приюта, ему нужно обращаться именно в эти органы. Там подскажут, какой пакет документов нужно собрать, а также в обязательном порядке направят в школу приемных родителей.
Права органов:
- Получать на рассмотрение и проверку по требованию материалы и документы (в отсутствии их оригиналов, копии бумаг), необходимые для работы (как от граждан, так и от организаций и госструктур).
- Требовать, чтобы все ответственные специалисты других (смежных и сторонних) ведомств выполняли свои обязанности по защите прав и свобод подопечных.
- При необходимости привлекать к работе по делу несовершеннолетнего или недееспособного всех необходимых сотрудников и специалистов ведомств, структур и организаций: участковых уполномоченных полицейских, инспекторов по делам несовершеннолетних, педиатров территориальной детской поликлиники или экспертов от местного отдела, управления или министерства здравоохранения, представителей органов социальной защиты, жилищных служб и т. д.
- Вызывать на беседы мам/пап, опекунов/попечителей, усыновителей, приемных родителей, других законных представителей, причастных к процессу служб для решения вопросов о защите прав опекаемых или находящихся под попечительством.
- Ставить на вид, наблюдать, обследовать семьи, в которых воспитываются дети в возрасте младше 18 лет, находящиеся в «группе риска», если есть основания полагать, что родители или другие люди нарушают права детей, живущих в этих семьях. Привлекать к профилактической работе с этими семьями всех необходимых специалистов и представителей ведомств.
- Представлять интересы опекаемых и находящихся под попечительством в суде.
- Быть полноправными участниками административных комиссий, в ходе которых рассматриваются дела, даже косвенно связанные с подопечными лицами, комиссий по делам несовершеннолетних и по жилищным вопросам.
Органы опеки находятся в структуре региональных управлений или министерств образования
Кто контролирует работу этих департаментов, ведомств и отделов
Сотрудники отдела опеки и попечительства подчиняются руководителю отдела. Он же, в свою очередь, находится в непосредственном подчинении у начальника управления, отдела образования или министра образования региона (в зависимости от того, какое ведомство отвечает за сферу образования в конкретном субъекте Российской Федерации).
Обратите внимание! Соответственно, при возникновении любых разногласий с органами за разъяснением ситуации можно обратиться к руководителю управления или министерства образования. Обращение можно оформить письменное, отправить его заказным письмом или принести в приемную ведомства, обязательно проследив, чтобы на заявлении поставили входящий регистрационный номер.
Если гражданин уверен в том, что местные органы опеки действуют вне рамок закона, а их сотрудники превышают свои полномочия или же, напротив, совсем бездействуют, можно обратиться с жалобой не только к руководителю департамента, управления или министерства образования, в чьем ведомстве находится отдел. Жалобу можно подать в региональную прокуратуру, уполномоченному по правам человека (если речь идет о взрослом) региона, в аппарат уполномоченного по правам ребенка (если речь идет о несовершеннолетнем) в этом субъекте. Контакты (телефон, почтовый и электронный адрес для отправки обращений) можно найти на официальных сайтах прокуратуры и аппаратов уполномоченных по правам взрослых и детей.
Таким образом, органы опеки и попечительства — это важные субъекты исполнительной власти, которые призваны охранять права несовершеннолетних подопечных и лиц, полностью или частично утративших дееспособность. Они наделены достаточными правами и полномочиями, чтобы эффективно выполнять свои задачи.
Воронцова С.Н., соискатель кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии, завкафедрой гражданско-правовых дисциплин Серпуховского филиала НИЕВ.
Опека, соцзащита, КДН (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) – вот "три сосны", в которых "блуждает" сегодня, никак не находя выхода, российское базовое законодательство по детям и семье и российская практика. Кратко поясню, потому что это важно.
- Парадоксы опеки и попечительства.
В теории. Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ "органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления", а ст. 56 СК РФ предписывает органу опеки и попечительства защиту прав и интересов ребенка по месту его "фактического нахождения" – строго в соответствии с базовым мировым принципом: местная власть отвечает за каждого ребенка, фактически находящегося или оказавшегося на подведомственной ей территории. Естественно, защита прав и законных интересов ребенка подразумевает и профилактику безнадзорности, и всю социальную работу на местах, и вообще все на свете. И это правильно. Но при этом тот же Семейный кодекс 1995 г. посвятил целый раздел VI описанию обязанностей органов опеки, описанию обязанностей органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и ни слова не говорит о способах выявления насилия над ребенком, о правовых основаниях социального вмешательства в семью, о социальном сопровождении и т.п. и т.д.
Читайте также Смена прописки лицензия на оружие
На практике. Указанный перекос Семейного кодекса привел к тому, что специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства занимаются, как правило, только кругом вопросов, прописанных в разделе VI СК. И находятся органы опеки и попечительства в основном под управлением органов образования, а об их указанной в ст. 121 СК тождественности всему органу местного самоуправления все как-то забывают.
- Парадоксы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).
В теории. Пункт 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" гласит: КДН, "образуемые органами местного самоуправления. обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
На практике. За четыре года, прошедшие после принятия ФЗ N 120-ФЗ, законодатели не сделали ничего для конкретизации указанных "мер по координации", а КДН выполняют почти повсеместно (но не везде – см. в след. разделе) очень ограниченные административные функции – в соответствии со старым советским Положением 1967 г.
- Органы управления социальной защитой населения являются органами государственной власти (как и органы управления образованием) и свою важную и нужную работу осуществляют в основном самостоятельно, без должного контакта с другими ведомствами, с органами опеки и с администрациями муниципальных образований.
Результатом этого правового хаоса и общей несогласованности является то, что многие, очень многие дети оказываются вообще без какой-либо защиты в самых экстремальных ситуациях. И жаловаться некому. В докладах Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры приводится немало случаев, когда доведенный до отчаяния насилием в семье ребенок после многочисленных безрезультатных обращений к властям (его самого или соседей) либо кончает с собой, либо убивает насильника-отца. И насилие родителей является одним из главных "поставщиков" детской уличной беспризорности.
В конце 2001 г. Министерство образования внесло критически важные законопроекты, устраняющие указанный перекос и недопустимый социально-правовой вакуум СК РФ и ряда других базовых законов: предложенные "изменения и дополнения" узаконивают "акт органа местного самоуправления о признании ребенка находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждающий перечень мероприятий по защите его прав и интересов, сроки их выполнения и пересмотра", вводят важнейшее для осуществления профилактического социального вмешательства в семью понятие "разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка" и т.п., допускают привлечение органом местного самоуправления на договорной основе учреждений различного ведомственного подчинения ("уполномоченные службы") с целью оказания услуг, необходимых для эффективного осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми, по социальному сопровождению детей и семей социального риска, поиску, подбору и подготовке граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в замещающую семью, и др.
Законопроекты также узаконивают новую форму семейного устройства – патронатное воспитание, что позволит в исторически короткие сроки организовать работу детских интернатных учреждений, приютов и т.п. по принципу семейного содержания воспитанников и тем самым:
а) высвободить для столь необходимой социально-профилактической работы – "социального патроната" неблагополучных семей и детей примерно 200 тыс. сотрудников нынешних детских учреждений, сегодня занятых исключительно обеспечением проживания детей в этих учреждениях;
б) сократить площади, занимаемые детскими учреждениями, что приведет к существенной экономии бюджетных средств (в основном за счет сокращения затрат на капитальный ремонт существующих и строительство новых детских домов). К великому сожалению, специалисты Министерства финансов оказались не способны просчитать эту экономию и дали в Госдуму отрицательный отзыв на такие актуальные законопроекты Минобразования, мотивируя свою позицию их якобы затратностью.
Встретили этот законопроект и два возражения Минтруда, с нашей точки зрения оправданные и устранимые:
а) поправки в СК должны наряду с патронатной семьей узаконить и семейную воспитательную группу – форма семейного устройства ребенка, временно отобранного у родителей, альтернативная помещению ребенка в приют и введенная приказом министра труда и социального развития в 1997 г.;
б) законодательное учреждение акта органа местного самоуправления как обязательного условия проведения в отношении ребенка мероприятий по защите его прав и интересов сегодня может существенно парализовать работу органов и учреждений социальной защиты с безнадзорными детьми, поскольку многие муниципалитеты, особенно те, на территории которых находятся вокзалы или приюты, не имеют кадров и ресурсов, достаточных для осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении "чужих" детей. Поскольку отказаться от этой поправки в СК нельзя (как уже говорилось, именно орган местного самоуправления должен нести ответственность за каждого ребенка, оказавшегося на его территории, и совершенно неприемлема ситуация, когда сейчас многие дети просто выпадают из поля внимания властей, например годами живут без регистрации в больницах и т.п.), то остается надеяться, что при приведении межбюджетных отношений в соответствие с только что принятым новым Законом о местном самоуправлении будет решена проблема субвенций органам местного самоуправления на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении оказавшихся на их территории детей из других муниципалитетов, регионов и стран.
Вместе с тем законопроекты Минобразования опять оставляют без ответа центральный вопрос – кто же будет "дирижером" (по выражению Л.И. Тропиной) всей работы, с помощью каких системообразующих факторов будет на практике осуществляться координация всей работы органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи конкретным семьям и детям? Именно потому, что федеральный центр никак не разберется с этими вопросами, особо ценен опыт организации системной работы на местах.
- Опыт российских регионов и муниципальных образований.
Читайте также Перевод в другой клуб фитнес хаус
Московская, Саратовская, Костромская, Смоленская области, г. Арзамас, Арзамасский и Княгининский районы Нижегородской области, Автозаводской район г. Нижнего Новгорода, Сегежский район Республики Карелия, г. Лысьва Пермской области, муниципалитет "Южное Бутово" г. Москвы – обобщая известный нам уникальный опыт организации работы этих регионов и муниципальных образований по оказанию помощи детям, выделим из всего объема информации наиболее, с нашей точки зрения, важные управленческие организационные идеи и подходы, запускающие эффективную работу системы оказания социальной помощи детям на региональном и муниципальном уровнях. Говоря заведомо упрощенно, эти меры (некоторые из них могут быть реализованы без изменения действующего законодательства, т.е. практически "мгновенными" административными решениями) сводятся к следующим нескольким тезисам:
а) усиление властного функционала и укрепление штатными специалистами регионального и муниципальных системообразующих органов – межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, МКДН, призванных координировать работу всех ведомств и учреждений по оказанию необходимой "скорой помощи" и по реализации комплексных индивидуальных программ социального сопровождения и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации или в социально опасном положении;
б) учреждение ведомственными приказами должностей районного координатора социальной работы в органах здравоохранения, образования и др., введение должностей специалистов по социальной работе во всех учреждениях "территории детства и семьи" – за счет перераспределения функциональных обязанностей сотрудников и их переобучения;
в) привлечение общественных инициатив. На уровне, максимально приближенном к населению: при сельских, поселковых администрациях, в городских микрорайонах. создание постановлением главы органа местного самоуправления общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые участвуют в выявлении кризисных ситуаций, способствуют развитию общественного наставничества в отношении кризисных семей с детьми и несовершеннолетних социального риска и т.п. Создание аналогичных комиссий на производстве (крайне желательно закрепить это отдельной строкой в Законе о профсоюзах);
г) развитие инфраструктуры семейного устройства, создание служб семейного устройства во всех детских интернатных учреждениях, кадровое укрепление органов опеки и попечительства и региональных операторов (банки данных) детей, лишенных родительского попечения, в целом создание благоприятных "дружественных" условий для российских усыновителей, привлечение к подготовительной работе с ними общественных инициатив, расширение программ устройства воспитанников детских учреждений в семьи граждан на период каникул и программ семейного наставничества (об опыте таких программ в Смоленской области см. брошюру РОО "Право ребенка" "На каникулы – в семью" на сайте: www.pravorebenka.narod.ru).
Организация во всех регионах, муниципальных образованиях и населенных пунктах Российской Федерации "работающей" системы по оказанию достаточно оперативной и хорошо скоординированной правовой и социальной помощи детям в экстремальных ситуациях и по недопущению (профилактике) таких ситуаций – важнейшая стратегическая задача России на современном историческом этапе.
- Противление злу ненасилием: о некоторых базовых принципах правозащитного движения.
В заключение несколько слов о базовых принципах правозащитного движения, как я это понимаю, на основании 30-летнего опыта такой деятельности. Правозащитник, как и врач, говоря метафорически, может быть назван homo compassibilis (человек сострадающий), при этом активно стремящийся страдания уменьшить. Помочь конкретному человеку – такова, как и у врача, конечная задача деятельности правозащитника (в отличие от политика или какого-нибудь высокоидейного активиста, ратующего, например, за справедливое социальное переустройство мира и не брезгующего насилием ради достижения своих "великих" целей; поэтому любая политизация правозащиты фактически с ней несовместима). "Противление злу ненасилием" – эта очень емкая формула главного практического принципа правозащиты принадлежит Леонарду Терновскому, который сам в свое время заплатил годами лагерей за активное сострадание ближнему. Другой формулой правозащиты является древняя мудрость: "Убивший человека – убивает Вселенную, спасший человека – спасает Вселенную", один узник совести – не меньше миллиона неправедно репрессированных; так чувствовал Андрей Дмитриевич Сахаров, поэтому мучительно трудно обрывал он в своих заявлениях "в защиту" перечни имен людей, в этой защите остро нуждающихся, чувствуя вину перед теми, кого все-таки не смог назвать. Именно такой сугубо личностный подход (работа по индивидуальным программам реабилитации) применяется в тех регионах и муниципалитетах России, где действительно озабочены спасением детей.
Девочки, вот маюсь вопросом.
Подала я, значит, алиментный иск и мой муж, который до этого ребенком вообще не интересовался, начал очень некрасиво себя вести. То настаивает на встрече со мной, то поливает грязью в суде, то рвется увидеться с ребенком (грозит решать этот вопрос через суд), при этом отказывается обеспечивать ребенка, то уговаривает вернуть семью, то нанимает адвоката. Короче заметался.
И моя знакомая посоветовала (правда, у нее самой такого практического опыта нет), обратиться в органы опеки, пожаловаться на него, написать заявление, они могут что-то подсказать, а может и прийти на заседание суда по делу об алиментах, отстаивать интересы ребенка (ведь его адвокат будет действовать явно в интересах мужа, возможно, в ущерб ребенку). И потом писать заявление каждый раз, как алименты задержат.
И я вот задумалась – во-первых, куда обращаться – опека, соцзащита – что это?) и второе – не обернется ли потом это против меня в свете появления в стране ювенальной юстиции?
Источник: