Сотворение мира описано в первых главах книги Бытие. Некоторые рассматривают эти главы как описание фактов, другие — как аллегорию. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов зарождения Вселенной, хотя фраза сотворение имеет религиозный оттенок, а фраза зарождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейский рассказ о сотворении мира критикуют за несоответствие тому, что доказано наукой. Но есть ли здесь противоречие? Давайте порассуждаем!
Прежде чем мы подробнее остановимся на истории Сотворения, мы хотели бы отметить один интересный факт. Большинство религий и древних космогонических текстов описывают сначала сотворение богов, а затем сотворение мира. Библия описывает принципиально иную позицию. Библейский Бог всегда был, а не был создан, но является творцом всего сущего.
Шесть дней сотворения мира.
Как мы знаем, мир был создан из ничего за 6 дней.
Первый день Сотворения мира.
В начале Бог сотворил небеса и землю. Земля была бездонна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий витал над водами. И сказал Господь: «Да будет свет. И появился свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Бытие)
Так начинается библейская история Творения. Эти первые стихи Библии дают нам лучшее понимание библейской космологии. Следует отметить, что это не относится к сотворению небес и земли, как мы их знаем, которое произойдет во второй и третий дни творения. В первых стихах книги Бытие описывается создание первого творения или, если хотите, то, что ученые называют созданием Вселенной.
Таким образом, в первый день творения были созданы первые творения — свет и тьма. Это следует сказать о свете и тьме, потому что огни на небесной тверди появятся только на четвертый день. Многие богословы обсуждали этот свет, описывая его как энергию, радость и благодать. Сегодня также общепризнано, что свет, описанный в Библии, — это не что иное, как Большой взрыв, после которого началось расширение Вселенной.
Второй день сотворения мира.
И сказал Бог: да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод. [И создал Бог твердь и отделил воды, которые под твердью, от вод, которые над твердью. Так и случилось. И назвал Бог твердь небом. [И был вечер, и было утро: день второй.
Второй день — это день, когда первое творение начало упорядочивать себя, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних воззрениях евреев, которые считали, что небеса были твердыми, способными удерживать огромные массы воды.
Третий день сотворения мира.
И сказал Бог: да соберутся воды, которые под небесами, в одно место, и да явится сухая земля. И это свершилось. [И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произведет земля траву, сеющую семя [по роду и подобию своему], и дерево плодовитое, приносящее плод по роду своему, где семя его в земле. Так и случилось. И произвела земля травы и зелень, сеющую семя по роду своему [и по подобию своему], и дерево [плодоносящее], приносящее плод там, где семя его было по роду его [в земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
На третий день Бог создал землю такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог создает живой мир. Точно так же наука описывает возникновение жизни на молодой планете; конечно, это не произошло в одночасье, но и здесь нет глобального противоречия. Ученые считают, что на постепенно остывающую Землю стали выпадать долгие дожди, давшие начало морям и океанам, рекам и озерам.
Итак, мы видим, что Библия не противоречит современной науке, и что библейская история Творения хорошо согласуется с научными теориями. Единственный вопрос, который здесь возникает, касается хронологии. То, что для Бога — один день, для Вселенной — миллиарды лет. Сегодня мы знаем, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет, и в воде появились первые растения и микроорганизмы.
Четвертый день сотворения мира.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов, и да будут светила на тверди небесной, чтобы светить над землею. Так и случилось. И сделал Бог два светила великие: большее для управления днем, и меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить над землею, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что солнце и другие звезды появились раньше земли, но в Библии они фигурируют позже. С одной стороны, это легко объяснить, если учесть, что Бытие было написано в то время, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентрическими — то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако все ли так просто? Возможно, что это расхождение между космологией Библии и науки можно объяснить тем, что Земля является более значимой или «духовно центральной», потому что на ней живут люди, созданные по образу Божьему.
Сотворение мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.
Небесные святилища в Библии и в языческих верованиях кардинально отличаются. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Возможно, автор Библии сознательно выразил совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они равны любому другому созданному объекту во Вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и в целом сведены к естественной реальности.
Пятый день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся, души живые, и да полетят птицы над землею, над твердью небесною. [И создал Бог больших рыб и всякую душу пресмыкающихся, которых создала вода, по роду их, и всякую хищную птицу по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды морей, и птицы да умножатся на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
Сотворение мира. Якопо Тинторетто
Опять же, библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь зародилась в воде — наука уверена в этом, Библия подтверждает это. Живые организмы начали размножаться и воспроизводиться. Вселенная развивалась по воле творческого замысла Бога. Обратите внимание, что, согласно Библии, животные появились только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности — кислородом. Это тоже научный факт!
Шестой день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую из рода своего, и скот, и пресмыкающихся, и зверей земных из рода своего. И это свершилось. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всякою тварью пресмыкающеюся по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Господь, и сказал им: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над животными], и над птицами небесными [и над всяким зверем, и над всею землею], и над всяким животным, ползающим по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, чтобы вы ели от него; и всякому зверю земному, и всякой птице небесной, и всякому земноводному, пресмыкающемуся по земле, в котором есть душа живая, дал Я всякую траву зеленую в пищу. Так и случилось. И увидел Бог все, что Он сотворил, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
На шестой день творения появляется человек — новый этап в истории человеческого рода. Человек — это нечто совершенно новое на молодой земле, с двумя началами — естественным и божественным.
Занимательно, что в Библии человек создан сразу после животных, это свидетельствует о его природном начале, он последовательно связан с животным миром. Но Бог вдыхает дыхание Своего Духа в лицо человека — и человек становится соработником Бога.
Сотворение мира Богом из ничего.
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или creatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все вещи из небытия, превратив небытие в бытие. Бог является одновременно творцом и причиной творения.
Согласно Библии, до Творения не было ни первозданного хаоса, ни первозданной материи — не было ничего! Большинство христиан верят, что все три Ипостаси Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — участвовали в сотворении мира.
Мир был создан Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог дал человеку этот мир вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира, согласно Библии, — это акт творения и любви.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
История творения существовала в устной традиции древних израильтян задолго до того, как библейские авторы записали ее. Многие библеисты утверждают, что Пятикнижие Моисея на самом деле является составным произведением, компиляцией работ многих авторов из разных периодов (теория документа). Считается, что эти источники были составлены около 538 года до н.э. Вполне вероятно, что персы, завоевав Вавилон, согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в составе империи, но потребовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что священникам пришлось отбросить все амбиции и объединить порой противоречивую религиозную лирику. История сотворения мира дошла до нас из двух источников — священнического кодекса и кодекса Яхвиста. Поэтому в книге Бытия мы находим две истории сотворения мира, в первой и второй главах. Первая глава взята из священнического кодекса, а вторая — из яхвистского. Первая больше относится к сотворению мира, вторая — к сотворению человека.
Эти два повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако мы видим явные стилистические различия: Текст, составленный согласно Левитскому кодексу, имеет четкую структуру. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни разделены фразой «и был вечер, и было утро: день…». В первые три дня творения отчетливо виден акт разделения: в первый день Бог отделяет тьму от света; во второй день — воду под твердью от воды над твердью; в третий день — воду от суши. В течение следующих трех дней Бог наполняет все, что Он создал.
Вторая глава (Яхвистский источник) имеет плавный стиль повествования.
Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории творения содержат заимствования из месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.
Источник: