Практически любая компания хотя бы раз получала от ФНС требование на уплату штрафа за несвоевременно сданную декларацию или на уплату пеней за просрочку платежа. Как самостоятельно рассчитать сумму пеней и проверить расчеты налоговой службы, какими проводками отразить налоговые санкции, расскажем в данной статье.
Учет штрафов по налогам
Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.
Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за несвоевременную уплату налогов и сдачу отчетности.
Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить еще и пени за каждый день просрочки.
Все штрафы по налогам выносятся на основании решения ФНС и подлежат уплате виновной организацией, а не должностным лицом. Иногда штрафы по отчетности удерживают из зарплаты исполнителя (например, главбуха) — такие действия должны быть закреплены в локальных нормативных актах (в положении об оплате труда, в порядке о премировании работников и т. п.).
Штрафы отражаются по дебету счета 99 и кредиту счетов 68 или 69. Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.
Дебет 99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.
Дебет 68 Кредит 51 — перечислен в ФНС штраф по налогу.
Дебет 99 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.
Суммы налоговых санкций не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Как отразить в учете пени по налогу
Пени не относятся к налоговым санкциям, а поэтому их учет мы рассмотрим отдельно.
Пеня — это денежная сумма, которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора. Если срок уплаты налога выпадает на 25 января, то пени нужно начислять с 26 января.
Начислять ли пени за день, в который погашена задолженность, — вопрос спорный. На протяжении многих лет контролирующие органы и суды отстаивают разные точки зрения. Минфин России считает, что пени не нужно начислять за день, в котором произошла уплата недоимки (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Суды также соглашаются с указанным мнением. А вот ФНС нередко настаивает на том, что пени нужно начислить даже за день, когда недоимка была уплачена (Разъяснения ФНС РФ от 28.12.2009). Если сумма пеней за один день не велика, безопаснее поступить согласно позиции налоговой службы. Если речь идет о существенных суммах, нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется доказывать в суде.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от долга. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, по состоянию на 01.03.2017 она равна 10 % (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Пени = Не уплаченная в срок сумма налога x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования.
С 01.10.2017 пени будут считаться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, если просрочка по уплате превысит 30 дней (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
На практике пени учитывают по-разному: одни специалисты относят пени по налогам на счет 91, а другие — на счет 99. Ни один нормативный акт не дает четкого ответа, на каком счете нужно учитывать пени. Решение нужно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике предприятия.
Вариант № 1. Пени учитываются на счете 91
Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.
Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.
Учитывая пени на счете 91, придется начислять постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02).
Пример. Компания «Сила» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 1 450 рублей. В организации учет пеней ведут на счете 91.
Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 91-2 Кредит 68 1 450 — начислены пени;
Дебет 99 Кредит 68 290 — отражено постоянное налоговое обязательство (1 450 x 20 %).
Вариант № 2. Пени учитываются на счете 99
Учитывать пени на счете 99 гораздо удобнее. Тогда бухгалтеру не придется начислять ПНО.
В инструкции по применению плана счетов для учета пеней напрямую не подходит ни счет 91, ни счет 99. Однако по своему экономическому содержанию понятие пеней очень близко к налоговым санкциям, которые нужно учитывать на счете 99. Операции в бухучете нужно отражать исходя из их экономического содержания, которое находится в приоритете перед правовым статусом операции (п. 6 ПБУ 1/2008).
Пример. Компания «Небо» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 421 рубль. В организации учет пеней ведут на счете 99.
Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 99 Кредит 68 421 — начислены пени.
Независимо от выбранного варианта отражения пеней нужно помнить, что пени не уменьшают прибыль в целях налогообложения. В бухгалтерской отчетности пени отражаются в зависимости от выбранного счета учета. В конечном итоге чистая прибыль будет одинаковой при любом варианте учета пеней. Если сумма пеней существенна, желательно раскрыть информацию о ней в пояснительной записке.
Пример расчета пеней. ООО «Весенний ветер» отправило декларацию по НДС за IV квартал 2016 года 30.01.2017 вместо установленного срока 25.01.2017. Налог к уплате согласно декларации равен 360 000 рублей. Компания заплатила причитающийся налог только 30.03.2017. ФНС выставила требование № 4587 от 05.04.2017, согласно которому нужно уплатить штраф в размере 5 % от суммы налога — 18 000 рублей. Бухгалтер рассчитал суммы пеней и отразил все санкции проводками. Учет пеней в компании «Весенний ветер» ведется на счете 99. За день оплаты пени также начисляются.
Дебет 99 Кредит 68 18 000 — отражен штраф согласно требованию № 4587 от 05.04.2017.
Бухгалтер рассчитал пени. НДС можно платить по 1/3 в квартал. Таким образом, 25.01.2017 компания должна была заплатить 120 000 рублей (360 000 : 3). По 120 000 рублей следовало отправить в бюджет 27.02.2017 и 27.03.2017 (из-за выходных дней срок уплаты переносится). Ставка рефинансирования равна 10%.
Пени по первому платежу считаются за 64 дня (с 26.01.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 64 дн. х 10 % : 300 = 2 560 рублей.
Пени по второму платежу считаются за 31 день (с 28.02.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 31 дн. х 10 % : 300 = 1 240 рублей.
Пени по третьему платежу считаются за 3 дня (с 28.03.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 3 дн. х 10 % : 300 = 120 рублей.
Итого пени по налогу = 2 560 + 1 240 + 120 = 3 920 рублей.
Дебет 99 Кредит 68 3 920 — отражены пени по НДС.
Читайте также Пример серии и номера паспорта рф
Рассчитать пени онлайн вы можете с помощью калькулятора.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлен перечень документов, которые должны регулировать порядок ведения бухгалтерского учета. Согласно его положениям обязательными для применения являются федеральные и отраслевые стандарты (ч. 1, 2 ст. 21 данного Закона).
Однако в настоящее время федеральные и отраслевые стандарты не утверждены. В связи с этим следует применять правила, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, утвержденные до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
В бухгалтерском учете все расчеты с бюджетами по налогам организация отражает на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам” (Инструкция по применению Плана счетов). Аналитический учет по нему ведется по видам налогов. Для этого по каждому налогу к счету 68 открывается свой субсчет. Их перечень необходимо указать в рабочем плане счетов, который закрепляется в учетной политике организации (п. п. 9, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Например, рабочим планом счетов ООО “Альфа” предусмотрены следующие субсчета, открытые к счету 68 “Расчеты по налогам и сборам”:
68-1 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц”;
68-2 “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”;
68-3 “Расчеты по акцизам”;
68-4 “Расчеты по налогу на прибыль”;
68-5 “Расчеты по транспортному налогу”;
68-6 “Расчеты по налогу на имущество организаций.
С образцом утвержденного рабочего плана счетов организации вы можете ознакомиться:
– на примере организации, занимающейся оптовой торговлей, – в материале “Учетная политика ООО “ОПТТОРГ” для целей бухгалтерского учета и налогообложения”;
– на примере организации, осуществляющей производственную деятельность, – в материале “Учетная политика ООО “Сластена” для целей бухгалтерского учета и налогообложения (производство, общая система налогообложения)”;
– на примере организации, осуществляющей строительство, – в материале “Учетная политика ЗАО “СТРОЙКА” для целей бухгалтерского учета и налогообложения (выполнение работ по договорам строительного подряда, общая система налогообложения)”.
При переплате налога (пеней, штрафов) по счету 68 образуется дебетовое сальдо.
Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных ) сумм налогов (пеней, штрафов) в бухгалтерском учете отражается как поступления на расчетный счет. Записи делаются по дебету счета 51 и кредиту счета 68 на основании выписки банка по расчетному счету (Инструкция по применению Плана счетов).
При возврате налогоплательщику излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) налоговый орган должен перечислить также проценты. О том, какие бухгалтерские проводки используются в этом случае, вы можете узнать в разд. 5.3 “Отражение в бухгалтерском учете процентов при возврате налоговыми органами излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов”.
Если расчет налога сделан правильно и излишняя уплата произошла из-за технической ошибки, в бухгалтерском учете сумма начисленного налога при возврате переплаты не меняется.
ПРИМЕР
отражения в бухгалтерском учете возврата излишне уплаченного налога
Ситуация
ООО “Альфа” исчислило авансовый платеж по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. При заполнении платежного поручения бухгалтер ошибочно указал большую сумму – 110 000 руб., которая была перечислена в бюджет. Таким образом, переплата составила 10 000 руб. (110 000 руб. – 100 000 руб.), что подтвердилось в результате сверки расчетов по налогам с налоговой инспекцией. По заявлению организации сумма излишне уплаченного налога была возвращена на ее расчетный счет.
Решение
В бухгалтерском учете бухгалтер ООО “Альфа” отразит уплату налога на прибыль в фактически перечисленной сумме и возврат переплаты в размере 10 000 руб. следующим образом.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Перечислен авансовый платеж | 68-4 | 51 | 110 000 | Выписка банка по расчетному счету |
Возвращена из бюджета на расчетный счет сумма излишне уплаченного авансового платежа | 51 | 68-4 | 10 000 | Заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, |
Решение налогового органа о возврате переплаты,
Выписка банка по расчетному счету
Однако бывают ситуации, когда причиной переплаты налога являются ошибки в определении налоговой базы и расчете платежа, выявленные уже после его уплаты. В таком случае до обращения в налоговый орган вам нужно исправить в учете ошибки, которые привели к переплате.
В налоговом учете при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, которые повлекли излишнюю уплату налога, вы можете пересчитать ее, а также сумму налога (абз. 2, 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):
– за налоговый (отчетный) период, в котором совершена ошибка,
– за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена.
Минфин России подтверждает, что налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), послужившие причиной возникновения переплаты (Письма от 01.09.2014 N 03-11-06/1/43546, от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 26.08.2011 N 03-03-06/1/526, от 01.06.2011 N 03-03-06/2/82).
Однако ФНС России придерживается другой точки зрения. По ее мнению, в налоговом учете корректировка ошибки за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена, допускается, только если невозможно определить период ее совершения. Данное правило касается и случаев, когда ошибка привела к перечислению в бюджет излишней суммы налога (Письмо ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-3/13421).
Позиция нижестоящих налоговых органов может быть неоднозначной. Так, УФНС России по г. Москве в Письме от 14.05.2010 N 16-15/050713@ придерживается подхода Минфина России. Немногим ранее в Письме от 26.03.2010 N 16-15/031541@ Управление дало противоположные разъяснения. Поэтому рекомендуем вам выяснить позицию вашего налогового органа по данному вопросу.
Если вы решите пересчитать налоговую базу и налог за налоговый (отчетный) период, в котором допущена ошибка, вам необходимо подать в инспекцию уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Чем раньше вы ее представите, тем быстрее сможете вернуть сумму переплаты по налогу.
Порядок исправления ошибок в бухучете определен ПБУ 22/2010 и зависит от их существенности и момента обнаружения. Ошибка является существенной, если она сама по себе или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, которые они принимают на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. При этом существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. Указанное следует из анализа п. 3 ПБУ 22/2010. Полагаем, что критерии, по которым ошибка признается существенной, организации необходимо закрепить в своей учетной политике (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Минфин России рекомендует учитывать при этом величину и характер соответствующих статей бухгалтерской отчетности, влияние ошибки на все ее показатели за период, в котором выявлена ошибка (Письмо от 24.01.2011 N 07-02-18/01).
Неточность или неотражение операции в бухгалтерском учете, выявленные в результате получения новой информации, о которой организации не могло быть известно ранее, не являются ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010). В таких случаях ПБУ 22/2010 не применяется.
ПРИМЕР
исправления ошибки в бухгалтерском учете и отражения возврата излишне уплаченного налога
Ситуация
ООО “Бета” в IV квартале 2011 г. ошибочно не списало на затраты производства и в себестоимость продаж, а также не учло в расходах по налогу на прибыль стоимость материалов (50 000 руб.), использованных при выполнении работ по договору подряда. Ошибка обнаружена в мае 2012 г. после подписания бухгалтерской отчетности и признана несущественной. По итогам 2011 г. налогооблагаемая прибыль организации составила 800 000 руб., налог на прибыль за 2011 г. и предыдущие годы уплачен полностью.
В мае организация внесла исправления в бухгалтерский учет, пересчитала налог на прибыль за 2011 г. и сдала уточненную декларацию по нему. После этого она обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты в размере 10 000 руб. По решению налогового органа в июне 2012 г. излишне уплаченная сумма перечислена на расчетный счет организации.
Решение
Поскольку ошибка является несущественной, относится к предшествующему отчетному году и выявлена после подписания бухгалтерской отчетности, бухгалтеру ООО “Бета” нужно сделать исправительные записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 14 ПБУ 22/2010). Поэтому в бухгалтерском учете стоимость материалов учитывается в прочих расходах и формирует показатель бухгалтерской прибыли (убытка) 2012 г.
При исправлении ошибки в налоговом учете ООО “Бета” включило стоимость материалов в налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 г. Следовательно, данные расходы не влияют на текущий налог на прибыль в 2012 г.
В связи с этим возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, увеличивающее налог на прибыль в отчетном периоде (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).
В бухгалтерском учете организация должна отразить:
– списание стоимости материалов и возникновение постоянного налогового обязательства;
– уменьшение задолженности перед бюджетом на основании уточненной декларации по налогу на прибыль;
– возврат переплаты по налогу на прибыль в размере 10 000 руб.
Бухгалтерские проводки в данном случае отражены в таблице.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
В мае 2012 г. | ||||
Списана фактическая себестоимость материалов, использованных для работ, сданных в 2011 г. | 91-2 | 10 | 50 000 | Бухгалтерская справка-расчет |
Отражено постоянное налоговое обязательство |
(50 000 x 20%)
Решение налогового органа о возврате переплаты,
Выписка банка по расчетному счету
Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и перечисляется в два бюджета – федеральный и бюджет субъекта РФ (п. 5 ст. 13, п. 1 ст. 284 НК РФ). В данной таблице уменьшение начисленной суммы налога на прибыль и возврат переплаты отражены без разбивки по бюджетам.
Иногда переплата возникает в связи с неправомерным взысканием налоговыми органами налогов, пеней и штрафов. Рассмотрим, какие записи вам необходимо сделать в бухгалтерском учете по каждому из указанных платежей.
- Доначисление инспекцией суммы налогов (недоимку) организация отражает как исправление ошибок в соответствии с ПБУ 22/2010.
- Суммы штрафов независимо от налога и периода, за который они начислены, следует отражать по дебету счета 99 “Прибыли и убытки” и кредиту счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” (Инструкция по применению Плана счетов).
- Пени также отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 68. Однако относительно того, с дебетом какого счета он должен корреспондировать, существуют разные мнения. Специалисты предлагают отражать пени:
Читайте также Каких врачей нужно пройти для пмпк
а) на счете 99 “Прибыли и убытки”, так как пени взыскиваются при нарушении срока уплаты налога и потому сходны с налоговыми санкциями, которые учитываются на этом счете;
б) на счете 91-2 “Прочие расходы” наравне с пенями за нарушение гражданско-правовых договоров (Инструкция по применению Плана счетов);
в) по дебету счета 99 “Прибыли и убытки” – пени по налогу на прибыль, а по дебету счета 91-2 “Прочие расходы” – пени по другим налогам.
Отметим, что пени не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Если вы решите отражать их на счете 91, то необходимо дополнительно начислять постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Кроме того, в этом случае сумма пеней уменьшит показатель “Прибыль (убыток) до налогообложения”, который используется для анализа отчетности и от которого в немалой степени зависит принятие экономических решений. Поэтому если суммы пеней существенные, то необходимо раскрыть информацию о них в отдельных строках отчетности или в пояснительной записке, чтобы было понятно, как сформирован показатель прибыли (убытка) до налогообложения – с учетом пеней или без него.
Поскольку четкие предписания по отражению в бухгалтерском учете пеней по налогам отсутствуют, вы можете выбрать наиболее удобный из приведенных вариантов, закрепив его в учетной политике организации.
Напомним, что уплата или взыскание в бюджет налогов (пеней, штрафов) отражается по дебету счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетные счета”. Возврат же излишне взысканной суммы на расчетный счет организации отражается обратной проводкой – по дебету счета 51 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).
ПРИМЕР
отражения в бухгалтерском учете доначисления и возврата из бюджета излишне взысканной суммы налога, пеней и штрафа
Ситуация
В результате выездной налоговой проверки по итогам 2011 г. налоговый орган выявил, что ООО “Гамма” завысило свои расходы в налоговом учете. В бухгалтерском учете доходы и расходы сформированы правильно. Налоговый орган доначислил ООО “Гамма” налог на прибыль в сумме 51 000 руб., а также пени в размере 1683 руб.
Кроме того, компания была оштрафована на сумму 10 200 руб.
Приведенные в примере суммы пеней и штрафа условны.
Решение о привлечении к налоговой ответственности налоговая инспекция вынесла в мае 2012 г.
На момент проведения проверки бухгалтерская отчетность была утверждена. Доначисление сумм налога, пеней и штрафа в соответствии с учетной политикой организации является несущественной ошибкой.
Денежные средства были взысканы с расчетного счета организации банку на основании поручения от 19 июля.
Решение налоговой инспекции по итогам налоговой проверки общество обжаловало в суд, который признал указанные доначисления неправомерными. Решение суда вступило в силу в ноябре 2012 г.
В декабре по решению налогового органа суммы излишне взысканного налога, пеней и штрафа были перечислены на расчетный счет ООО “Гамма”.
Решение
Решение налогового органа по результатам выездной проверки является основанием для отражения в бухгалтерском учете доначисленных налогов, пеней и штрафов (п. 8 ст. 101 НК РФ, п. п. 12, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Поскольку нарушения обнаружены в периоде, отчетность за который уже утверждена, а сумма доначисленных налогов, пеней и штрафа признана несущественной, ее следует отражать как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. В бухгалтерском учете записи делаются на дату обнаружения ошибки, в данном случае – на дату получения решения о привлечении к налоговой ответственности (п. 14 ПБУ 22/2010).
В бухгалтерском учете на сумму доначисленного налога делается запись по дебету счета 99 и кредиту счета 68. Такой же проводкой отражается начисление пеней и штрафа.
В ноябре после вступления в силу решения суда организация должна восстановить суммы излишне взысканных налога на прибыль, пеней и штрафа (п. 5 ПБУ 22/2010). Данная операция отражается сторнировочными записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Бухгалтер ООО “Гамма” сделает в учете следующие записи.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
В мае 2012 г. | ||||
Отражена сумма доначисленного налога на прибыль организаций | 99 | 68 | 51 000 | Решение налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности, |
Бухгалтерская справка-расчет
Бухгалтерская справка-расчет
Восстановление излишне взысканных сумм налога на прибыль
Бухгалтерская справка-расчет
Восстановление сумм пеней и штрафа по налогу на прибыль
Бухгалтерская справка-расчет
Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и перечисляется в два бюджета – федеральный и бюджет субъекта РФ (п. 5 ст. 13, п. 1 ст. 284 НК РФ). В данной таблице доначисление сумм по налогу на прибыль, а также пеней по налогу, их возврат из бюджета отражены без разбивки по бюджетам.
В учетной политике компании закреплено, что пени по налогам отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 99 “Прибыли и убытки”.
В таблице приведены проводки без учета записей по начислению процентов при возврате излишне взысканных сумм налога (пеней, штрафов). Подробнее об их отражении в бухгалтерском учете организации вы можете узнать в разд. 5.3 “Отражение в бухгалтерском учете процентов при возврате налоговыми органами излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов”.
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Какими проводками бюджетному учреждению оформить в бухгалтерском учете возврат излишне уплаченных пеней по налогам?
Ответ
По общему правилу, возврат излишне уплаченных пеней по налогам отражают как восстановление кассовых расходов (по тому же виду расходов, по которому была произведена кассовая выплата). Об этом сказано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н. В бухучете операцию по возврату пени отразите проводкой:
Читайте также Как сократить генеральный директор
Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 05 730 – зачислена переплата пени по налогу (уменьшение забалансового счета 18 (КОСГУ 290).
Если в учёте числится дебиторская задолженность по счёту 303.05 «Расчёты с бюджетом», то дополнительных проводок делать не нужно.
В случае, если изначально пени по налогу были начислены в большем размере, то необходимо внести корректирующие записи. Исправления внесите на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) к которой необходимо приложить акт сверки с ИФНС.
Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 303 05 730 – сторнирована излишне начисленная сумма пени (методом «красное сторно»).
Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражайте по коду поступления – 510 «Поступление на счета бюджетов». Не забудьте, если вернули аванс текущего года, отразите восстановление расходов по соответствующему КВР. Об этом сказано в письме Минфина России от 23 декабря 2016 № 02-07-10/77985.
Когда дебиторку нужно перечислить в бюджет
Дебиторскую задолженность прошлых лет перечислите в доход бюджета, если кассовый расход прошел за счет:
лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в том числе если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;
целевых субсидий и субсидий на капвложения. Федеральные учреждения вправе не перечислять дебиторку в доход бюджета, если есть решение учредителя;
бюджетных инвестиций (в форме ЛБО).
Это следует из пункта 2 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 № 82н, статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ, части 3.17 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 № 02-13-06/4131.
Если задолженность в бюджет перечисляет контрагент (дебитор), сообщите ему реквизиты. В том числе:
реквизиты счета 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;
код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления.
Если контрагент вернул долг на лицевой счет учреждения или наличными в кассу, деньги в доход бюджета перечислите самостоятельно.
В платежном документе на перечисление в бюджет дебитор или учреждение указывает код доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Этот код нужно детализировать исходя из того, за счет средств какого бюджета были кассовые выплаты. Например, если расходы прошли за счет целевых субсидий из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–20-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4.1 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н.
Когда дебиторку можно использовать в текущем году
Учреждение вправе использовать вернувшуюся дебиторку прошлых лет в текущем году, если расходы ранее делали за счет:
средств от платной деятельности или за счет субсидий на госзадания;
целевой субсидии, если на это есть разрешение учредителя.
Об этом сказано в частях 17–18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ, части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ.
В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет поступает на счета учреждения. На лицевом счете эти поступления отражают в порядке, установленном Казначейством России или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод в части целевых субсидий Минфин России в письме от 8 октября 2012 № 02-13-06/4131.
Если учреждение обслуживается в финоргане субъекта РФ (муниципального образования), порядок отражения операций при возврате дебиторки прошлых лет устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ). Так, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же КБК, по которым ранее был расход (п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 № 12-21/98).
Если лицевой счет открыт в органе Казначейства России, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:
для бюджетных учреждений – приказом Казначейства России от 19 июля 2013 № 11н;
для автономных учреждений – приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 № 15н.
Теперь рассмотрим, как органы Казначейства России отражают возврат дебиторской задолженности на лицевых счетах.
1. Возврат по госзаданию или платной деятельности
Такая дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевом счете бюджетного и автономного учреждения (коды 20, 30). Этими деньгами учреждение распоряжается самостоятельно.
Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения будут расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них нужно указать информацию о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В текущем году средства могут быть зачислены по коду доходов (как невыясненные поступления). Тогда подайте в Казначейство России уведомление об уточнении операций (ф. 0531852). И в нем укажите, на какой код вида расходов нужно зачислить поступившие средства.
Это следует из пунктов 11, 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 № 11н, пунктов 10, 13 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 № 15н, и разъяснено в письме Минфина России от 23 декабря 2016 № 02-07-10/77985.
Как исправить ошибки в бухучете и отчетности
Что считать ошибкой в бухучете и бухгалтерской отчетности
Ошибками признают неверные проводки, неточности в операциях или если операцию вовсе не отразили в учете, неправильно заполнили отчетность.
Особого внимания требуют существенные ошибки – те, которые искажают финансовое положение учреждения, объем его обязательств и делают отчетность недостоверной. Неточности в этих данных приводят к неправильному расчету объема финансирования, прогнозу доходов и расходов.
Каким документом исправить
Исправления оформляйте первичным учетным документом – Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Основание – документы, которые в отчетном периоде не провели или провели с ошибками (например, акт об оказании услуг, дополнительное соглашение и т. д.). В Бухгалтерской справке отразите:
причину, почему вносите исправления;
наименование исправляемого регистра бухучета (журнала операций), его номер, период, за который регистр составлен;
период, в котором обнаружили ошибку.
Такой вывод следует из части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, пунктов 7, 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Когда вносите исправительные проводки в регистры бухучета, главбух (руководитель структурного подразделения) ставит отметку об этом в Бухгалтерской справке в разделе «Отметка о принятии Бухгалтерской справки к учету». Такой порядок установлен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.
Как исправить в бухучете ошибку, которую обнаружили после представления бухгалтерской отчетности
Ошибки, обнаруженные после того, как отчетность принята вышестоящей организацией, исправляйте в день, когда их обнаружили. Исправления внесите дополнительной проводкой и (или) способом «красное сторно». Об этом прямо сказано в пункте 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
При этом специалисты контролирующих ведомств указывают на то, что единого подхода к исправлению ошибок нет, и рекомендуют вносить корректировку так:
если исправительная операция – это доначисление (снятие начисления) доходов или расходов, исправьте ошибку за счет расходов и доходов текущего периода. Сделать это можно способом «красное сторно» и (или) дополнительной бухгалтерской записью;
если нужно восстановить в учете остаток (например, по результатам инвентаризации, указаний проверяющих), то корректировать расходы не нужно. Для восстановления остатка используйте счет 0.401.10.180 «Прочие доходы».
После того как отчетность принята, найти ошибки может как само учреждение, так и вышестоящий орган власти в ходе камеральной проверки. Если вы сами нашли ошибку, сообщите о ней вышестоящему пользователю отчетности. Если ошибку обнаружит вышестоящий орган в ходе камеральной проверки, он направит вам уведомление о несоответствии отчетности требованиям (п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 № 191н, п. 8.1, 11Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 № 33н).
Если из-за ошибки надо внести изменения в регистры бухучета (журналы операций), учредитель может принять решение исправить ошибку последним днем отчетного периода. В этом случае сдайте уточненную отчетность, где в пояснительной записке раскройте информацию об измененных показателях.
Об этом сказано в пункте 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Источник: