Антиминс

Антиминс (от греч. ἀντί — вместо и лат mensa — стол — вместо престола) — освященное епископом квадратное блюдо из шелка или льна, изображающее положение Иисуса Христа во гробе, с вшитой частицей святых мощей , на котором совершается литургия. Самый распространенный размер примерно 60 х 40 см.

Антиминсы изображают положение Иисуса Христа в гробнице после снятия с креста, орудие его казни и четырех евангелистов.

На антиминсе стоит подпись освятившего его епископа, а также указано, где, когда и для какой церкви произошло это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которого невозможно совершение литургии. Антиминс разворачивается в определенный момент службы, после чего особым образом сворачивается и хранится в специальном подносе — илитоне.

Значение термина

Первоначально слово «антиминс» означало переносной стол, который использовался для совершения Вечери Господней вне храмов; такие переносные столы упоминаются в источниках IV века, и использовались они в основном в военных походах и миссионерских литургиях. Подобные столы также использовались для причастия мирян в больших церквях; так в Софии Константинопольской для причащения императора употреблялся особый антиминс, а для остальных мирян — особый.

Антиминсы в обычном понимании как переносные подносы с зашитыми в них частицами мощей появились в период иконоборческих гонений. Дело в том, что иконоборцы отвергали честь мощей и поэтому освящали новые храмы, не подкладывая мощи под престол, а в некоторых уже освященных храмах мощи из-под престола извлекали. В связи с этим православные стали совершать литургии либо вне храмов на антиминсах (приверженцы иконопочитания оказались в положении гонимых), либо, когда преобладало иконопочитание, стали использовать антимины для служения в тех храмах, которые не имел мощей под престолом.

Постепенно, в XII веке, служение на антиминсе становится нормой даже в тех случаях, когда служба совершается в храме с правильно освященным престолом (где есть мощи). Поэтому сам антиминс был переосмыслен как доказательство того, что в этом храме литургия служится с архиерейского благословения (а этот храм находится в каноническом общении с епархиальной властью). Номоканон XIII века предписывал священнику, служившему без антимисса, наказать 70 коленопреклонениями. Примерно с этого же времени в Русской Церкви распространилась практика употребления антиминсов; Законодательно служение литургии с антиминсом было закреплено в Московском соборе в 1675 г. Интересно, что до XVII века на Руси было принято пришивать антиминс к нижнему одеянию престола или даже прибивать его гвоздями; после XVII века антиминс по примеру греческих церквей стали оборачивать илитоном. «Поучительное послание» к служебнику, составленное в начале XVIII в и действующее до сих пор, называет антиминс в списке первоочередных предметов, необходимых для совершения литургии. При этом в день на одном антиминсе совершается только одна литургия; если в храме поздняя литургия, то ее нужно совершать на другой антиминс.

Читайте также  Сорта голландских огурцов

Антиминс — важная святыня; его нельзя стирать, при износе заменяется новым. В случае чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение) священник старается в первую очередь спасти антиминс. Мирянам запрещается прикасаться к антиминам.

Использование

Антиминс — («вместо престола», от греческого anti — «вместо» и латинского mensa — «стол») — полотняный или шелковый платок, изображающий сцену положения Христа во гробе и четырех евангелистов, где частица вшиты мощи святого. Первоначально антиминс использовался только вместо св жертвенника, освященного епископом или патриархом (отсюда и название); при наличии престола антиминс не был необходим для совершения литургии. По свидетельству Симеона Солунского (XV в.), на антиминсах «делается все, что совершается за Божественной трапезой (литургией) жертвенника [престола] нет, и на них совершается богослужебное богослужение Таинств» («Беседа о священных таинствах», гл. 76) подпись освятившего ее епископа, подтверждающая право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу существовала на Руси издавна, и только на Московском соборе 1675 г было установлено наличие антиминса на каждом престоле, даже ранее освященном епископом. В настоящее время сложенный антиминс постоянно лежит на престоле православного храма под престолом Евангелия и в свою очередь завернут в илитон — поднос большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время литургии, и на нем стоят сосуды со святыми дарами (евхаристическим хлебом и вином), которые освящаются. Различают стационарные и переносные антиминсы, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гробницу Иисуса Христа или погребальную ткань (плащаницу), которой было завернуто его тело. Старообрядческий антиминс (пишется «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с посохом и копьем по бокам.

Цитаты об анти­минсе

«Исторически антиминс (в современном понимании этого слова; есть и другое, более древнее значение: «стол для размещения на нем диска и чаши во время причащения», таких столов в храме св. Софии было много) возник как способ «трансляции» освящения престола в пространстве и времени. Прообразом антиминса являются куски ткани, которые прикладывались к святым мощам, и которые затем сами почитались как святыня это было очень распространено в раннецерковное тысячелетие, с помощью таких кусков ткани освящали даже храмы, используя их вместо мощей св которым подсушивают благоуханное вино с престола и святого христианина в момент хиротонии.То есть по происхождению антиминс не «документ» на право служения, а способ «передачи» хиротонии на престол в пространстве и времени от уже освященного престола к новому (так как по тем или иным причинам не может е освящается всем обрядом)… Смысл надписи на антиминсе был не в «праве служить там литургию», а в «определении дня освящения такого-то храма”».
священник Михаил Желтов

Читайте также  Вернуть мужа в семью: мудрость предков в заговорах

Источник: prosto-post.ru

Оцените статью
Survivalz