Зимние Святки

Заканчивается Рождественский пост, которым христиане готовились праздновать рождение Спасителя, близится долгожданный праздник, начинаются особые дни, которые наши предки называли святками — зимние Святки. Объясняем, как использовать их на благо души и можно ли причащаться в святые дни, когда Церковь не прерывает поста — объясняем.

Какого числа Рождественские Святки

Рождество всегда длится с 7 по 18 января, то есть 12 дней. В то же время окончание рождественского сезона, Крещение – это день строгого поста, в отличие от всех предыдущих, когда он отменялся в среду и пятницу. Он уже готовит христиан к другому великому празднику – Крещению Господню. Именно так празднуют Рождество в странах, где Рождество празднуют по старому «юлианскому» календарю. Это, кроме России, еще:

  • Грузия,
  • Сербия

а также православные христиане:

  • Иерусалимский Патриархат,
  • Чешская Республика,
  • Словакия,
  • Польша,
  • Япония,
  • Китай

Сколько дней длятся

Святками иногда называют период с 8 по 17 января, так как 7 января — день Рождества Христова, а 18 января — день строгого поста на Крещение. Существует также мнение, что только 18 января, как постный день, не входит в число дней в период Рождества.

Но по старой традиции рождественский сезон длится еще 12 дней с 7 по 18 января. О том, что практика в первые века существования церкви была именно такой, свидетельствуют, например, рождественские проповеди св. Ефрема Сирина, произносимые им с 25 декабря по 6 января (по гражданскому календарю — с 7 января по 18 число месяца). Беседы святителя Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, понимавшего также особо святых, праздники от Рождества Христова до Крещенского сочельника включали.

Так церковь начала благословлять ровно через двенадцать дней после Рождества с древних времен: первый день — 7 января, последний день рождественского сезона — 18 января.

Как причащаться в Святки

Ради Рождества Христова, великого праздника, запрещены и поклоны, и посты в среду и пятницу.

Пост перед причастием

Как причащаться в святые дни без положенного трехдневного поста? В ответе содержится документ «Об участии верных в Евхаристии», который был принят на архиерейской конференции Русской Православной Церкви в феврале 2015 года.

В нем сказано, что в Святки можно причащаться святых Христовых тайн без поста, что не допускается в этот период. Но! в случае, если человек соблюдал, как и положено православному христианину, Рождественский пост.

Нужно только соблюдать пост причастия — с 12 часов ночи до момента причастия ничего не едят и не пьют.

Молитвенная подготовка ко Святому Причащению обычная:

  1. Три канона и продолжение Вечери Господней являются обязательным чтением.
  2. Утреннее и вечернее правило – как обычно.
  3. Исповедь перед причастием также необходима.

Так что не стоит отлучать себя от чаши на Святки. Если есть желание, возможность и готовность, можно причащаться не только в воскресные дни, но и в Великий праздник Обрезания Господня — 14 января и в день покоя преподобного Серафима Саровского чудотворения — 15 января. А потом 18 января — в Крещенский сочельник и сам день Богоявления — 19

«Рождество Христово есть время, когда отверзаются небеса, небесная ангельская церковь вместе с земной человеческой церковью соединяются в едином порыве радости и прославления Бога за все Его неизреченные блага, которые Он дал миру и людям в особенности. А что может быть выше в глазах Бога, чем наша благодарность Ему в Евхаристии? И что может быть для нас полезнее, чем единение со Христом в таинстве Вечери Господней».

В то же время современные пастыри отмечают, что причащаться впервые или после длительного перерыва в период Рождества лучше всего с мотивацией: «Сейчас Рождество Христово, пост запрещен Церковью, литургия служится, я умею читать правило, исповедую карточку (для серьезной исповеди в святки) для получения благословения, и иду причащаться без поста» тоже неправильно, это оскорбление таинства. В таких сложных случаях продолжительность поста может быть решена со священником.

Значение слова

Оно буквально означает «святые дни», а под «святыми» прежде всего понимается то, что они выделяются из ряда обычных, будничных дней как связанные с особым наслаждением о Боге. Для христиан это время, когда люди радуются пришествию в мир Спасителя, особенно легка молитва, так близок ощущается духовный мир, Царство Небесное. Пост на среду и пятницу был отменен.

Рождественское время

Но слово «Святки» имеет не только христианскую историю. В языках различных народов сохранились не только названия «святые вечера» или «святые ночи», но и как:

  • «nekršten days» (сербский и хорватский),
  • «мусорные дни» (болгарский),
  • «Кудеса» (так говорили жители Новгородской и Вологодской земель).

Язычники в те времена славили очередную весну, последнее «зимнее солнцестояние», когда дни начинают удлиняться, и конечно спрашивали своих «богов» о будущем.

Поэтому на Руси и не только в рождественских традициях, которых крепко держались наши предки, было причудливое сочетание языческого прошлого и христианской веры.

Читайте также  Роль вентиляции на производстве

И у современных людей, пытающихся узнать об исторических корнях народных традиций, часто возникает такое же замешательство.

Что такое «Зеленые святки»

Зелеными святками славяне называли период от праздника Вознесения Господня до начала петровского поста. Ее также называли «Семик» и «Неделя русалок». Смысл практиковавшихся в то время по сути языческих ритуалов заключался в поминовении душ предков.

Родительская суббота

Именно эту традицию испробовали христиане в храме, когда была установлена ​​Троицкая Родительская суббота – накануне этого великого праздника.

Зимние Святки – история празднования

Существует мнение, что само установление празднования Рождества 25 декабря (7 января н.э.) в середине IV века связано с традициями язычников в Риме, которые именно в эти дни праздновали «день непобедимого» солнце».

Деревянный щит, украшенный изображением солнечного божества в римских доспехах и военной одежде, датируется 256 годом. Найден в 1920-х годах при раскопках римской крепости Дура-Европос (современная Салихия). Выставлялся в Национальном музее Дамаска, Художественной галерее Йельского университета и Лувре в Париже.

Но это, конечно, не означает, что христиане переняли языческую традицию — скорее церковь встроила ее в свою. «День солнца непобедимого» стал временем, когда воздалась слава Тому, кто есть воистину «свет разума» и «солнце истины» для всего мира, Христу:

  • уже в первые десятилетия после установления праздника, как говорят исторические источники, его отмечали очень торжественно; они посвящали ему свои проповеди, как и те, кто жил в четвертом веке. Лиса. Ефрем Сирин, преподобный Амвросий Медиоланский;
  • а вот цитата из монашеского устава преподобного Саввы Святого (он был установлен в VI веке, ныне известен как Иерусалим, по которому живет и нынешняя Русская Церковь): в Святки «нет поста, его под коленопреклонением, ниже в церкви, ниже в кельях»; Таким образом, к VI в. Дни Рождества истолковывались как время всеобщей радости, так что монахи благословлялись не только постом, но и утомлением, включая даже традиционные постные дни христиан, среду и пятницу;
  • кроме того, в Византии в VI веке, как свидетельствует «уложение» императора Юстиниана, таинство брака также не совершалось в Святки — это говорило об особом статусе тех дней, всецело посвященных духовной радости в Господь, который родился.

Народные обычаи и традиции на Руси

По мнению современных этнографов, «святые дни» у славян-язычников древности начинались примерно за неделю до Рождества.

После крещения на Руси начало празднования «солнцестояния» стало совпадать с «Нихолиным днем», 19 декабря, что, конечно, было неприемлемо для церкви, ибо с этого времени пост, наоборот, стал усилились в связи с грядущим рождением Спасителя.

Вероятно, новокрещенным бывшим язычникам потребовалось не одно десятилетие, чтобы прийти к празднованию Рождества Христова, пора от Рождества Христова и выработаться благочестивые обычаи.

Сочельник

Сочельник — канун Рождества, 6 января, был для русских крестьян строжайшим постным днем: они буквально следовали церковному уставу, не вкушали пищи и воды «до первой звезды», то есть до темноты. В течение дня дом тщательно убирали, готовили к празднику, женщины готовили угощения к будущему застолью.

Когда стемнело, семья села за стол — еще постился, основное блюдо было сочиво. Это пшеничная каша, сваренная на воде с медом. Кроме того, были и постные «сочные», лепешки, которые тоже пекли на Рождество.

Ночь перед Рождеством

После этого ужина семья рано ложилась спать: ночных литургий в деревнях, как правило, не было, поэтому в праздничные дни посещаемость службы была почти всегда утром.

После этого началось собственно празднование Рождества Христова.

Какими действиями сопровождаются Святки

У русских крестьян были как благочестивые обычаи, так и те, что сохранились и продолжают существовать с языческих времен.

Даже сам период Рождества делился на «святые вечера» (до 1 января) и «страшные вечера», от начала гражданского Нового года до Крещения, когда, как верили крестьяне, происходит особое разгул нечисти, и значит пришло время.. погадать на будущее!

Богослужения и молебны

С этого и начиналось празднование: после торжественной литургии священники обходили дома крестьян, в каждой семье служили краткий рождественский молебен, при этом прихожане, по силам, давали слугам деньги, немного еды.

Праздничная литургия. У алтаря

Колядование

Рождество было также временем, когда дети и молодежь (иногда взрослые) отправлялись домой после праздничной литургии и ужина, чтобы «прославить Христа».

Обычно колядники собирались группами по 10-15 и даже более человек и обходили односельчан при вручении «Вифлеемской звезды», как бы сравнивали их с волхвами, пришедшими поклониться рожденному Мессии.

«Звезду» делали из обруча сита, к которому прикрепляли лучики, затем обтягивали фольгой, а внутрь вставляли горящую свечу. Получившуюся «звезду» водрузили на столб и пронесли по деревне.

Входя в дом, молились, пели праздничный тропарь и кондак, затем специальные духовные народные песни, посвященные Рождеству. В благодарность хозяева подарили колядникам пироги и сладости.

Читайте также  Икона «Экономисса»

Вертеп

Это рождественское представление, посвященное событиям Евангелия, также пользовалось популярностью как в деревнях, так и среди горожан. Действие кукольного театра было посвящено осмыслению народом евангельской истории о царе Ироде, который, узнав о рождении Христа, задумал убить «царя иудейского», за что и был наказан Богом.

Обычно «ясли», представляющие собой пещеру (по-славянски «ясли») Рождества, делали из картона или дерева. Среди действующих лиц, помимо Ирода, были Рахиль, образ жены-иудейки, оплакивавшей своих детей (ведь Ирод, желавший убить Мессию, убивал младенцев в Вифлееме), ангелы, черти, которые тащили нечистого царя в преисподнюю.

Первые три дня праздника они разыгрывали вертеп. После этого фермеры в основном вернулись к своим обычным хозяйственным делам, а молодежь продолжала «ходить на Рождество».

«Святочные посиделки»

По вечерам к ним собиралась молодежь. Основой для таких посиделок послужило зародившееся еще во времена языческого владычества представление о том, что после зимнего «возрождения солнца» хорошо начинать новую жизнь, в том числе и замужество. Вот и девчонки с мальчишками приходили на посиделки, смотрели друг на друга, плясали хороводы, играли. Бывало, что в это время зарождались взаимные симпатии, которые впоследствии действительно заканчивались браком.

При этом, хотя обычаями деревни были строгие, двусмысленные шутки, на посиделках поощрялось свободное поведение, вплоть до поцелуев в темноте, хотя дальше этого дело никогда не шло. Но именно поэтому Церковь без одобрения усмотрела в этой традиции нехристианские корни. Однако ни в какое сравнение с вездесущей гадалкой она, конечно же, не шла.

Гадания на Святки

Строго говоря, они начались уже с первого дня торжества: абсолютно ничего предосудительного девушки не увидели в:

  • смотреть на улицу через дырочки в сочном торте, который ели в сочельник, — думали, что так увидят будущего жениха;
  • угадайте его имя и попросите первого колядовщика войти в дом, чтобы назвать человека.

И даже старшее поколение внимательно разглядывало. ложки членов семьи, оставшиеся после трапезы в сочельник, — гадали о дальнейшей судьбе каждой. Кстати, сами ложки не мыли, как и другую посуду: считалось, что в святой день к столу обязательно придут умершие родственники.

На суженого

Но пика предсказание достигло после старого Нового года, когда наступили «страшные вечера».

Вот тогда-то и пытались увидеть будущее разными способами, в том числе рискованными и не безвредными для нервов:

  • в зеркале; следует сесть с зажженной свечой; тогда в глубине стекла появится образ будущего супруга;
  • в бане, где девушка гуляла совсем одна, в полной темноте, ожидая. прикосновения «знамён», банный «домовой»; кстати, будущее решили в наступающем году — выйдет она замуж или все-таки останется с родителями.

Существовало и гадание, на которое отваживались очень немногие, поскольку, по легенде, оно сопровождалось непосредственным проявлением демона. Девушка, заперев дом изнутри, подмела пол с двух сторон — справа молитвой, слева — сквернословием. Потом она чертила углем черту, вставала в правую часть комнаты — а в левую ей предстояло увидеть нечистого в образе своего будущего мужа.

Страшный факт

Русский историк И. И. Забылин в книге «Русские люди: обычаи, обряды, предания, суеверия» рассказывает реальную историю семьи, которая образовалась после такого гадания: «смелая» девушка действительно увидела по ту сторону номер незнакомого ей мужчины, который, встретившись в реальной жизни, женился. Но узнав через несколько лет, как его «достала» жена, мужчина в гневе застрелил свою жену — ради которой и отправился на каторгу.

Зачем кидать валенок за ворота

Ибо, по народному поверью, увидеть, в какую сторону он упал носком ноги: оттуда придет жених. Если сапоги указывали в сторону леса, это был очень плохой знак. Оттуда мог прийти не жених, а злой дух.

Если серьезно, то христианам не нужно кидать валенок, гадать со свечой в баню или совершать другие нечестивые обряды. Согласно правилу 61 VI Вселенского Собора, совершившие такие деяния подлежат отлучению от общения на 6 лет. А «окостенелых», то есть продолжающих следовать «народным традициям» и вообще — церковной анафеме:

«Тех, кто стоит в этом, и кто не отвращается и не бежит от таких развратных и языческих выдумок, мы определяем, чтобы они были полностью изгнаны из церкви, как повелевают святые правила. Ибо какое общение между светом и тьмой, как говорит апостол? или созидание церкви Божией на идолах? или какая часть правильного с неправильным? Какова сделка Христа с Велиаром?

(2 Коринфянам 6:14-16)»

Дух нынешних Святок в современной России

В последние десятилетия «религиозного возрождения» Святки вернулись после семидесятилетнего атеизма, но, конечно, вместе с языческими традициями, которыми они были «обременены» до 1917 года готов сегодня.

А духовная «всеядность» многих наших современников служит поводом для всевозможных суеверий, игр с бесовскими силами, которые часто воспринимаются как признак «древней традиции». Но эта традиция совсем не христианская.

Читайте также  Кое-что о мансарде

Желание многих «погадать на Святки» необходимо срочно удовлетворить не только сомнительным шарлатанам и вполне настоящим колдунам, но и. например музейщикам. Нередко можно увидеть, как рождественские гадания «зарабатывают», по указанию руководства, даже государственные музеи «играют» эту практику на разного рода «рождественских (рождественских?) программах».

Например, вот типичное объявление уважаемого музея-заповедника Коломенское (село было резиденцией благочестивых русских царей):

«Приходите к нам в гости на Рождество! Будем угадывать, играть и веселиться! А еще мы расскажем вам об этих радостных днях от Рождества до Крещения, о легендах и обычаях, о гадалках и колядках и, конечно же, о старинных памятниках, сохранившихся в селе Коломенское. А после экскурсии вас ждет тематическое музыкальное представление, где вы сможете поучаствовать в рождественских обрядах и играх. Такая радость точно продлится до конца зимы!»

В Интернете также можно найти множество «игровых программ», написанных педагогами, где детей также приглашают поиграть в гадания, приобщившись, таким образом, к «русской традиции».

Но, к счастью, по крайней мере, никто не заставляет христианина участвовать в подобных мероприятиях. Православная христианская культура живет до сих пор – и живет она в храме, богослужении. Вы можете убедиться в этом каждый день в течение рождественского сезона.

Как Православная Церковь празднует

В первую очередь — праздничные службы. Сейчас есть как ранние (с полуночи Рождества), так и поздние литургии. В больших храмах они также совершаются каждый день недели. Православие не чурается благочестивых народных традиций: например, часто можно услышать колядки в исполнении церковных хоров после литургии.

Святки — пусть каждое дыхание хвалит Господа

Постепенно возрождается и практика поклонения обходом домов верующих, где это возможно. Наконец, именно в Рождество даже человек, еще не осмеливающийся переступить церковный порог, во дворе храма может увидеть вертеп: своеобразную пещеру, где родился Господь.

Здесь обычно можно поставить свечи перед иконой на праздник, постоять в тишине и помолиться.

Сценарий

Многие праздничные сценарии, в том числе и Святки, можно найти в сборнике, составленном учителем Ряшенской воскресной школы Г.Ю. Низова. Он размещен на сайте в поддержку начального богословского образования в Свято-Тихоновском Православном гуманитарном университете.

Картины

Тема Святок не раз привлекала внимание русских художников. В его картинах — кутерьма елочных базаров, развлечения деревенских детей и молодежи. Но все же русские художники лучше всего умеют изображать. гадания.

«Гадание художницы Светланы» 1836 Холст, масло. 94 × 81 см Нижегородский государственный художественный музей Единственная работа К. П. Брюллова на национальную бытовую тему, созданная сразу после возвращения художника из Италии. Романтический сюжет на полотне со сценой крещения гадания навеян балладой В.А. Жуковского «Светлана»

Например, на картине К. Брюллова «Гадание Светлана» перед зеркалом изображена красивая девушка со свечой. Безусловно, картина навеяна поэзией В.А.Жуковского.

Гадалка со свечой» Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
Русский музей Год: 1830 В Неаполе написан портрет. Сам художник в своих письмах называл картину то «Гадалка при свечах», то «Молодой цыган при свечах, гадающий в карты».

Другая похожая картина принадлежит О. Кипренскому. А вот А. Венецианов изобразил девушек, гадающих «на суженого» на картах.

А.Г. Венецианов «Предсказание суженого», 1842 г

И почему-то художники, тяготевшие ко всему «таинственному», не писали просто «быть Светланой

— спрашивает Светлана.

Значение для православных

Итак, что такое Рождество? Как Христос «вчера, сегодня и во веки Тот же», так и праздник Его рождения на земле не изменился с первых веков Церкви. Радость о нем изливается в домашней молитве, звучит в богослужебных песнопениях. Вот чем живут верующие в эти святые дни.

Песни и колядки

В Темную Ничку над Вифлеемом
Рассвет ясен,
Она покрыла землю светом
Чистейшая дива, святой невист…

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля

Теперь они празднуют.

Ангелы люди ангелы люди

Они весело радуются.

Христос родился, Бог воплотился,

Ангелы поют, воздают славу.

Пастухи играют, пастуха встречают,

Объявлено чудо, чудо.

В Вифлееме, в Вифлееме

Радость пришла!

Чистая девственница, чистая девственница,

Она родила сына!

Христос родился, Бог воплотился,

Ангелы поют, воздают славу.

Пастухи играют, пастуха встречают,

Объявлено чудо, чудо.

Эта ночь свята, эта ночь — спасение

Эта ночь свята, эта ночь — спасение

Объявлено на весь мир

Тайна Воплощения.

В ту ночь пастухи не спали рядом со стадом.

Светлый ангел к ним прилетел

От небесного света дал.

Великий страх охватил этих детей в пустыне,

Он сказал им: О, не бойтесь, –

Весь мир сейчас в радости.

Где родился Христос, чтобы спасать людей,

Вы идете и видите

К великому смирению.

И вдруг с высоты небесной послышалась песня:

слава, слава Богу в вышних,

Доброжелательность на земле.

Источник: prosto-post.ru

Оцените статью
Survivalz